Где находится икона призри на смирение. Икона божией матери «призри на смирение. Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

Псковская земля богата на чудеса. Милостью Божией здесь была обретена икона Богородицы «Призри на смирение».

Явление чудотворного образа произошло в 1420 году. В то время на псковитян нападали войска литовского князя Витовта, много бед принесло жителям и моровое поветрие. Утешением стало обретение иконы, о которой сохранилась запись в псковской летописи: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».

Эта икона написана в стиле «Одигитрия» («Путеводительница»), указывая тем самым, что есть путь, ведущий ко спасению. Яко призре на смирение рабы своея: се бо, отныне ублажат мя вси роди (Лк. 1: 48). Это одна из величайших добродетелей, и смирением, как драгоценнейшей жемчужиной, было украшено сердце Пречистой Девы. Ради этого призрел на Нее Господь и избрал стать Матерью Сына Своего. Согласно словарю Владимира Даля, слово «призирать» значит «взглянуть на кого-то с вниманием и участием, сочувственно, милосердно». А еще — «принять, взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего». В этом вся Богородица, дарующая Свою милость и любовь каждому человеку.

Божия Матерь изображена на иконе сидящей, а на Ее колене стоит, поддерживаемый Пречистой, Богомладенец. В Его левой руке символ власти — держава. Правой рукой Иисус нежно касается щеки Матери. В правой руке Девы Марии — скипетр, также символ правления.

Обретенная икона «Призри на смирение» хранилась в Троицком соборе Пскова и почиталась вместе с другими святынями — Чирским образом Пречистой Девы, Тихвинской иконой Богородицы. Однако по истечении пяти веков икона оказалась утрачена. Когда проводилась опись ризницы храма в XIX веке — икона «Призри на смирение» уже не упоминается. Можно лишь предположить, что случилось с чудотворным образом. В то время во Пскове очень часто случались пожары. По некоторым предположениям, во время одного из них и могла сгореть древняя икона.

С чудотворной иконы было написано несколько списков. Известна судьба двух. Оба они были перенесены в Киев. Один список, созданный в конце XVII века, поместили во Флоровском Вознесенском женском монастыре, а второй, написанный веком позже, — в Свято-Введенской мужской обители. С последней иконой в наши дни случилось чудо.

Этот образ «Призри на смирение» 55 лет хранился у схимонахини Феодоры. За два года до своей смерти она подарила икону Введенскому храму мужского монастыря. В 1992 году икону установили для поклонения верующих.

…Был первый августовский день 1993 года. В храме шло вечернее богослужение. Читали акафист Божией Матери. Как вспоминал настоятель Введенской общины игумен Дамиан, заметили, что икона «Призри на смирение» потускнела. Образ, скрытый под стеклом в деревянной раме, слово покрылся темной вуалью. «Потемнела от времени», — подумали в монастыре и, пригласив реставраторов, решили открыть киот. Когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие изумились: икона сияла прежними красками. А на стекле с обратной стороны проявился отпечаток серебристого цвета, точь-в-точь икона «Призри на смирение», те же силуэты Богоматери и Младенца. Переживания прихожан и братии сменили радость и ликование: чудо! Так с первых дней говорили в обители. Ведь стекло даже не касалось самого образа. Эксперты долгое время изучали икону, ученые просвечивали ее, измеряли. Как показала экспертиза, случилось изменение самой структуры стекла. И оно — органическое, а значит, происхождение этого лика нерукотворное!

Стекло с чудным изображением было выставлено рядом с иконой «Призри на смирение». Перед ними служатся акафисты и молебны. Прихожане стали рассказывать о случаях исцеления, оставляя в благодарность у иконы драгоценные украшения. Вскоре Синод Украинской Православной Церкви постановил считать образ чудотворным. Это произошло 22 ноября 1995 года. С той поры 29 сентября является днем празднования Киевской иконы «Призри на смирение», расположенной во Введенском мужском монастыре.

Подготовила Любовь Луцевич

Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы есть одна, история которой необычна тем, что заключает в себе два её чудесных явления. Они отстоят друг от друга почти на шесть столетий, но сопровождались чудесами, засвидетельствовавшими Её готовность творить помощь всем, кто обращается к Ней с верой и любовью. Божьей Матери «Призри на смирение».

Явление псковичам спасительного образа

Впервые этот чудотворный образ был обретён в 1420 году. Обстоятельства происшедшего скрыты от нас, но сохранилось летописное свидетельство тех лет, повествующее о том, как во времена благочестивого князя Московского Василия I обрушились на псковскую землю неисчислимые бедствия. За грехи псковичей попустил Господь случиться в их краях уносившему ежедневно десятки жизней. А в довершение бед вторгся в их землю литовский князь Витовт со своей дружиной.

В это-то тяжёлое время и была обретена псковичами икона «Призри на смирение». Летописец рассказывает, что явилась она людям недалеко от Пскова, на берегу озера Каменного. Нашедших её поразило то, что из правого ока Богородицы текли капли крови на всём протяжении пути до города, куда икону перенесли с большими почестями. Чудесный образ был помещён в Троицком храме. День обретения иконы - 29 сентября - стал отмечаться как праздник, напоминающий о столь важном событии.

Помощь, ниспосланная через икону

Кровавые слёзы Царицы Небесной были истолкованы как указание на то, что Богородица всецело сопереживает жителям попавшего в беду Пскова и готова прийти к ним на помощь. Икона «Призри на смирение» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Богородица явила через неё свою милость, благополучно избавив город и от моровой язвы, и от нашествия иноплеменников.

Троицкий собор, где был помещён чудотворный образ, претерпел в своей истории много несчастий, причинивших вред его убранству и хранившимся в нём святыням. Это и стихийные бедствия, и пожары, и злая воля людей. Многое из наследия прошлых веков не дошло до нас. Утраченной оказалась и икона Божьей Матери «Призри на смирение» ― та самая, что явилась псковичам в XV веке. Последнее упоминание о ней датируется XVIII столетием, и с этих пор её след теряется.

Сегодня, посещая Троицкий кафедральный собор можно увидеть справа от алтаря лишь список с того образа. Известно, что икона «Призри на смирение» является довольно редкой. Одна из копий, выполненная в конце XVII века, хранится в храме Флоровского женского монастыря в Киеве, а другая находится там же, но в Свято-Введенском мужском монастыре. Стену собора, где она помещена, украшает аналогичный образ, выполненный в мозаичной технике.

Создание списка с древнего оригинала

С иконой, хранящейся в мужском монастыре, связано чудо, сопровождавшее её обретение уже в наши дни. Известно, что этот список был выполнен со старинного оригинала некоей княгиней, принявшей монашество под именем Марии. Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром.

Сохранились свидетельства, что образ, о котором идёт речь, она писала не обычной кистью, как это делают все живописцы, а особой ― сделанной из святых мощей. Краски же для своей работы она замешивала на святой воде, и в период письма непрестанно творила Иисусову молитву. В результате икона, созданная ею, была исполнена Благодати Божьей и обрела способность к чудотворению.

Когда произошёл большевистский переворот, а затем последовали десятилетия гонений на церковь, то чудотворная икона «Призри на смирение» из Свято-Введенского монастыря хранилась долгие годы в доме монахини Феодоры. Когда же настали времена демократических перемен, и государственное богоборчество отошло в прошлое, благочестивая инокиня вернула образ на его прежнее место.

Чудо, происшедшее в наши дни

Именно с этим вторым обретением и связано чудо, повергшее в благоговейный трепет как насельников монастыря, так и многочисленных паломников. Дело в том, что в 1993 году было принято решение произвести так как краски поблекли, и изображения сделалось тусклым. Когда же стекло, покрывавшее киот, сняли, то обнаружили, что живопись не утратила своего яркого колорита, а замутилось само стекло. Рассмотрев повнимательнее, обнаружили, что на нём проступил образ Богородицы с Её Предвечным Младенцем.

Изображение напоминало рисунок, выполненный лёгкими меловыми штрихами, причём оно являлось как бы негативом с оригинала. Светлые участки иконы сделались на стекле тёмными, тёмные ― светлыми. Разумеется, подобным феноменом заинтересовались киевские учёные. Они произвели тщательное изучение и заключили, что нерукотворен, и его природа не может получить объяснение на основании современных научных методик.

Новое чудо и всеобщее поклонение святыне

Высшее руководство Православной Церкви Украины вынесло постановление, на основании которого икону «Призри на смирение» следовало отнести к разряду чудотворных. После этого её вновь поместили под стекло, на этот раз отстоящее от неё на значительном расстоянии. Однако в 2001 году на нём вновь необъяснимым образом проступили черты Богородицы.

Это новое чудо стало причиной паломничества в монастырь многих тысяч людей, страдающих недугами и обременённых житейскими невзгодами, для которых последней надеждой была икона «Призри на смирение». В чем помогает она, и какие молитвы принято возносить перед ней? Об этом красноречиво говорят многочисленные свидетельства тех, кто обрёл через неё исцеление от болезней и помощь в решении жизненных проблем.

Икона «Призри на смирение»: значение её для верующих

Как и любому другому образу Пречистой Девы, этой иконе можно поверять все свои самые сокровенные мысли и переживания. Царица Небесная щедра на милость и неизменно приходит на помощь каждому, кто с истинной верой обращается к Её чудотворному образу. Для Неё, как и для Её Предвечного Сына, нет ничего невозможного, поэтому любая просьба будет исполнена, лишь бы это было во благо просящему и не во вред другим людям. В этом её великое значение для всех, кто исповедует христианскую веру.

Но, кроме этого, есть одна важная особенность, которой обладает икона «Призри на смирение». В чем помогает она живым людям ― уже сказано, но дело в том, что возносимые перед ней молитвы также несут помощь и мёртвым, не пожелавшим, покидая этот мир, раскаяться в содеянных грехах. Считается, что просьбы о даровании им прощения и Вечной Жизни необычайно благодатны и действенны.

Характерные особенности иконы

В заключение несколько слов об иконографии этого образа. Икона Богородицы «Призри на смирение» принадлежит к типу «Одигитрия», что значит «Путеводительница». На ней изображена Пречистая Дева, увенчанная короной и держащая в правой руке скипетр. Левой рукой Она придерживает Младенца, стоящего на её коленях и держащего в левой руке державу ― символ власти над миром.

Правая Его рука вознесена вверх. Это свидетельствует о латинском происхождении первообраза иконы, так как именно на Западе Младенцу зачастую придавали облик оратора (трибуна), выступающего в защиту всех несчастных и обездоленных.


История этой иконы началась в глубинке России, во Псковской губернии. Во времена благочестивого князя Московского Василия I на землю Псковскую просто посыпались несчастья: голод, мор, а еще и враги со всех сторон одолевают. Беда, да и только. И вот на берегу Каменного озера, что в окрестностях Пскова, она явилась людям.


И не просто явилась. Из ее глаз капали кровавые слезы. Это поразило псковичей до глубины души! С почестями, на какие только они были в тот момент способны, измученные болезнями и набегами врагов, люди перенесли обретенную икону в Троицкий храм.

И с тех самых пор день обретения иконы – 29 сентября – ежегодно празднуется на Псковской земле. Кровавые слёзы Царицы Небесной были истолкованы как указание на то, что Богородица всецело сопереживает жителям попавшего в беду Пскова и готова прийти к ним на помощь. Ведь измученные и обессиленнные люди уже не знали, откуда им ждать помощи и милости! И вот тогда икона «Призри на смирение» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Богородица явила через неё свою милость, благополучно избавив город и от моровой язвы, и от нашествия иноплеменников.

Город ожил! Образ Богородицы стал почитаем, с ним совершались крестные ходы. Народ поверил в чудо!

Но, увы… Впоследствии город претерпел много несчастий, бед, пожаров, грабежей… И икона, так чудно обретенная, была утрачена.

Сегодня, посещая Троицкий кафедральный собор Псковского кремля, можно увидеть справа от алтаря лишь список с того образа. Оригинал, к сожалению, безвозвратно утрачен. Один из списков, выполненный в конце XVII века, хранится в храме Флоровского женского монастыря в Киеве, а другой находится там же, но в Свято-Введенском мужском монастыре.

Список, находящейся в Введенском монастыре, был выполнен со старинного оригинала некоей княгиней, принявшей монашество под именем Марии. Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром и служила Богу в иконописной мастерской женской обители. И благодаря ее трудам мы увидели эту замечательную икону.

Сохранились даже воспоминания о том, что свои краски она замешивала на святой воде. И поэтому, как говорили после, икона обрела дар чудотворения. Всё же это список, а какой благодатью напитан!

А вот уже в наши дни стали происходить с иконой «Призри на смирение» совершенно невероятные события! Дело в том, что в 1993 году было принято решение произвести реставрацию иконы, так как краски поблекли, и изображение сделалось тусклым.

Когда же икону извлекли из киота, все были поражены! Она не утратила своих ярких красок абсолютно, как это казалось вначале. Случилось другое. На стекло проступил, отпечатался образ Богородицы с Её Предвечным Младенцем. Это ли не чудо?

Икона Божией Матери “Призри на смирение”

Изображение напоминало рисунок, выполненный лёгкими меловыми штрихами, причём оно являлось как бы негативом с оригинала. Светлые участки иконы сделались на стекле тёмными, тёмные ― светлыми. Это поразило ученых, и чтобы проверить, что всё же произошло, икону вновь поместили в киот, но в более глубокий. Икона теперь находилась от стекла на более внушительном расстоянии.

«После этого чуда об иконе узнали все и потянулись к ней»

И в 2001 году на нём вновь необъяснимым образом проступили черты Богородицы. Вот тут об иконе узнали все. Узнали и потянулись к ней. Именно это новое чудо стало причиной паломничества в монастырь многих тысяч людей, страдающих недугами и обременённых житейскими невзгодами.

Сначала исцелилась глухонемая девочка. А потом одно чудо стало следовать за другим. Народ вереницей потек в Введенский монастырь молиться этой чудотворной иконе.

Давайте рассмотрим внимательно эту икону и мы. Она относится к иконам «Одигитрии», но несколько особенная. Смотрите сами. Голову Божией Матери венчает корона. А вот у Младенца Христа она отсутствует. В правой руке Богоматерь держит скипетр, являющийся символом царской власти, а Христос в левой руке держит державу, второй из символов. Правая рука Младенца нежно касается щеки Богоматери.

Богоматерь на этой иконе показывается неким путем ко Христу, ведь через Нее Он принял человеческое естество. Здесь Они разделяют царскую власть (скипетр и державу), но лишь голова Богородицы увенчана короной. Здесь, на этой иконе, – все почести наши – Ей. Пока Младенец возрастает в силе, Она, Богоматерь – Ему опора. Опора, которая Сама есть – смирение.

Ведь Бог избрал юную Отроковицу, которая во всем была послушна Создателю и Творцу. Послушна, проявляя смирение и кротость. Именно то, чего нам сегодня катастрофически не хватает. И то, о чем мы молимся перед «Призри на смирение».

Недавно эта икона посетила и канадскую землю. Мы, как и многие другие христиане, смогли помолиться у этого чудного образа, испросить для себя благ и напитаться той чудодейственной силой, которую привезла с собой «Призри на смирение»!

Я желаю мира вашим душам, смирения и упования во всем на Господа Нашего!

Храни вас Бог!

Вконтакте

Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. В Свято-Введенский монастырь икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII ст. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй - икона Божией Матери «Призри на смирение» - украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX ст.

Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Схимонахиня Феодора (в миру Тоцкая Феодосия Дмитриевна) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост вместе с мона-хиней этого же монастыря, девочка в возрасте 12 лет пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработни-цей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника - Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Бо-городице», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? - «Эта тетя на меня подула» - проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.

Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

Для иконы, размером 110×72 см, изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы - «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

Идеальный образ Богоматери, вместе с чертами человеческой скорби, обретает просветленное неземное величие, что пе-редается в композиционном решении чудотворного образа. Икона строится по принципу текста - каждый элемент прочитывается как знак, символ, имеющий определенное значение. Толкование чудотворных икон раскрывает духовную значимость Богородицы, способствует пониманию христианских добродетелей.

На иконе Богородица облачена в красный мафории - это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, - символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски - багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.

Орнаментальная кайма на одежде Богородицы - это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена ко-рона, которая является символом Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет - соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: "…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость - воплотить слово Бо-жие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.

Икона своей необычайной красотой привлекала к себе вни-мание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, которое стало выдающимся в истории этой обители и взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духов-ному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

Свято-Введенский монастырь в Киеве

Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это - очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светлосерого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового „Киевское чудо“, который можно и сейчас приобрести в обители.

Тайна подобных знамений смущает многих скептиков. Почему мы всегда хотим докопаться до сути, всему дать объяснение? Чудо - это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвам святых угодников для нашей душевной и телесной пользы. Чудо, произошедшее в Введенском храме, это достоверный факт, который случился в окружающем нас реальном мире. Однако, это событие нельзя объяснить никакими известными нам законами природы. Чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить наше воображение, а имеют конечной целью укрепить веру и помочь нам исправить нашу жизнь. Святитель московский Филарет писал: „Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие - нет? На сие могу отвечать просто - не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы, то как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, несомненно, выше и сокровеннее действий и тайн природы. Объясните, каким образом силы природы у одного и того же растения, - лилии, дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? Как же можно объяснить, каким образом сила благодати простирает свое действие через один избранный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия… Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем.“

Из истории церкви мы знаем, что наибольшие чудеса происходят во времена потрясений, как это было, например, в период первых гонений на христиан. В то время Апостолы и мученики творили неисчислимые благодатные чудеса. В истории Православной церкви еще не было периода, когда чудесные явления от икон были бы столь многочисленны и следовали одно за другим, как это наблюдается в наше время. Так например, обновилась Барская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Киево-Печерской Лавре, а Боянская икона (с. Бояны, Черновицкой обл.) начала источать слезы. Отпечатались на стекле лик святителя Спиридона в Иерусалимском храме и образ Спасителя во весь рост в церкви в Симферополе. Можно привести еще множество примеров, поскольку чудеса, таинственным и непостижимым образом посылаемые Господом через иконы, безчисленны и многообразны, и рождают в человеке радость и трепет от близости Господа, Его участия в нашей жизни.

День явления чуда в Введенской обители стал началом непрекращающегося праздника, непреходящей радости оттого, что отныне мы, как недавно наши предки, имеем возможность припадать еще к одному чудесному образу Божией Матери, этому великому и неисчерпаемому источнику милостей и щедрот роду человеческому. Милость Божия, даже явленная в одном месте, принадлежит всем. Храм, точно осиянный ее светом, преобразился. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери „Призри на смирение“ в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери „Призри на смирение“ - чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год, 19 июля/1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

Перед иконой возжигают свечи, преклоняют колени, к ней благоговейно прикладываются, испрашивая благодатной помощи во всех житейских невзгодах. С древнейших времен существует обычай украшать Святые иконы окладами - ризами». Красота окладов именно Богородичных икон говорит о богатстве, чистоте и святости души Богородицы, украшенной множеством духовных дарований. Это свидетельство особой любви и почитании Ее в православном народе, за постоянные молитвы к Господу о спасении, просвещении и очищении душ человеческих. Оклад чудотворной иконы отличается особым мастерством и красотой исполнения. Тончайший сканный орнамент покрывает поле иконы, оставляя открытыми фигуры Христа и Богоматери.

Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.

Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.

Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».

Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.

За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины и России. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа. Самое первое свое путешествие икона совершила в Запорожье, где состоялась первая не только в нашей стране, но и в мире, церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, которая называлась «Аще возможно, будьте в мире со всеми». Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, авиакомпанией «Моторсіч» был предоставлен специальный самолет, вылет которого в назначенное время не состоялся из-за неблагоприятного прогноза погоды. Не принимал самолет из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых был губернатор Запорожья Головко А. С. и видные бизнесмены, предложили совершить свое путешествие на поезде, но в таком случае делегация не успела бы к началу форума. "Полетим, с нами Пречистая"- произнес Блаженнейший Владыка. И вечером, в 18 часов, самолет все-таки поднялся в воздух. Полет прошел успешно, несмотря на непогоду. Сама Пречистая сопровождала свою икону, и самолет благополучно приземлился в Запорожье, где святыню торжественно встретили Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, епископат и многочисленные верующие. Утром перед иконой был совершен молебен, и торжественно открылась конференция, на которой сама чудотворная икона была символом мира и любви.

В тот же день работники аэропорта рассказали о том, что они явились свидетелями явления, с которым им не приходилось сталкиваться до сегодняшнего дня. Радары, следившие за полетом самолета, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия. Участники события полностью подтвердили этот рассказ.

В Запорожье Чудотворная икона посетила все храмы города и многие церкви области, где она даровала особое общение с собой и совершила множество чудес. Так, от иконы получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, женщина повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

Поездка по Киевской и Черниговской областям была отмечена радостным ожиданием встречи с чтимым образом Божией Матери, который ожидали паломники во многих храмах, скитах и монастырях.

Памятным было путешествие чудотворной иконы по Елисаветградской епархии по приглашению Архиепископа Елисаветградского и Александрийского Василия. Посещение иконой этой епархии было отмечено также многочисленными исцелениями, особую благодать получили люди, страдавшие заболеваниями рук.

Сердечную благодарность выразил Наместнику Свято-Введенского мужского монастыря Архимандриту Дамиану Епископ Херсонский и Таврический Иов за предоставленную возможность посещения иконой Херсонской епархии, что способствовало духовному благосостоянию епархии и ограждению от раскольников. Почти целый месяц чудотворный образ пребывал на Волынской земле, которая занимает огромную территорию и включает в себя несколько епархий. Были получены приглашения от Епископа Владимире-Волынского и Ковельского Симеона, Архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта и Архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея. За это время икона посетила свыше 300 храмов в различных районах области.

В октябре 1998 года верующие Днепропетровской епархии имели великую радость лицезреть образ Божией Матери на прославленной чудотворной иконе. Здесь она находилась по приглашению Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Икона посетила все основные храмы, в которых в этот период собралось огромное множество православных христиан, с одним единственным желанием, хотя бы увидеть святыню.

«К концу пребывания святого образа в нашем городе действительно люди поняли, какая это великая милость Матери Божией. Это не только то, что над собором очень ярко светила многоцветная радуга, было и другое сияние - в сердцах, человеческих душах» - сказал Архиепископ Ириней. Пребывание Иконы в Днепропетровской епархии широко освещалось в печати, как и те чудеса и исцеления, которые были ниспосланы Милостью Божией. Так, отец Георгий, настоятель храма в честь Св. Равноапостольного князя Владимира, рассказывал, что в тот день, когда икону привезли в храм, была очень плохая погода, шел дождь с мокрым снегом, и только над храмом не было ни облачка.

Все притекающие к Иконе люди, измучившись от невзгод, потерявшие веру в свои силы, пришли к последнему упованию и получали Божию Милость. Прошло воспаление после прививки на руке у девочки. Родители приложили к чудотворной иконе копию с изображением Богородицы и затем этой копией обернули руку.

Торжественным было завершение пребывания чудотворного образа «Призри на смирение» в епархии. Ни один человек не остался без утешения, верующие с честью и благодарностью смогли отправить икону в Киев.

Впереди у нее еще длинный путь, ее приглашают в Россию, в Белоруссию, и возможно, «…эта икона действительно совершит великую святую просветительскую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день», - сказал Архиепископ Днепропетровский Ириней.

Обычно в зимний период икона пребывает дома, в храме, в котором она всем явила чудо. С самого раннего утра и до позднего вечера, пока открыт храм, постоянно приходят к иконе люди со своими бедами и радостями, подолгу стоят перед Образом, доверчиво обращаясь к Небесной заступнице, как к родной матери, поверяя ей свои тайны и надеясь на ее заступление и теплое участие. И просветленные лица многих говорят о том, что уходят они с надеждой и утешением, чтобы вскоре опять вернуться сюда, потому что уверены, - Божия Матерь готова выслушать и подать Свою помощь просящим Ее об этом. Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.

Икона Божьей Матери «Призри на смирение»

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

Киевское чудо Призри на смирение О чудотворной иконе Божией Матери

Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», была явлена в 1420 году в Бежаницком крае Псковской земли, на озере Каменном.

Обстоятельства чудесного явления неизвестны, но можно сделать предположение о том, что святая икона была обретена в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича: «морового поветрия» (голода и эпидемии), которое разразилось тогда над Псковской землей, и вторжение пришедшего завоевывать псковские земли литовского князя Витовта. Тогда из правого глаза Богородицы начала струиться кровь. Таким образом Пречистая Дева дала псковичам знак – она скорбит о них и готова поспешить на помощь.

В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых крове й». В другом, более полном указании на чудесное знамение от образа, говорится: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».

Из летописи следует, что икона была перевезена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. С нею начали совершать Крестные ходы и возносить усердные молитвы о прекращении бедствий. Заступничеством Боматери моровое поветрие прекратилось.

В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день (16/29 сентября ).

Иконография

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница») .

Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар - державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих. Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления ».

Чудотворные списки

К сожалению, древний образ «Призри на смирение» не дошел до наших дней. В XIX веке в описи ризницы Троицкого собора уже не встречается упоминаний о древней иконе. Так как Псков в описываемые времена часто подвергался опустошительным пожарам, можно предположить, что древняя чудотворная икона Божией Матери погибла во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий.

Образ сей иконы в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря являлся келейной иконой старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . После его преставления эта икона из кельи старца была перенесена в Сретенский храм.

В настоящее время список иконы находится справа от алтаря в Троицкий кафедральный соборе псковского Кремля .

Других списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них, конца XVII века, находится в киевской Флоровской Вознесенской женской обители , а второй помещен в главный храм киевского Свято-Введенского мужского монастыря (еще один мозаичный образ выведен на стене храма).

Список Свято-Введенского монастыря в Киеве по преданию был написан некой княгиней, принявшей схиму под именем Марии. Она не только имела талант живописицы, но и несла невидимые миру аскетические подвиги, за что Господь удостоил ее написать Лик Своей Непорочной Матери. Женщинам не позволяется касаться мощей, но этой иконописице, по особому разрешению высочайших духовных лиц, было такое право даровано. Она писала икону косточкой от святых мощей, обмакивая ее в краски, замешанные на святой воде, творя Иисусову молитву. После переворота 1917 года икона оказалась на хранении у протоиерея Бориса Квасницкого. В 37-м году его репрессировали. Перед своим арестом он успел передать икону духовной дочери — послушнице Введенского монастыря монахине Феофании, которая хранила святыню целых 55 лет. Когда в 1961 году обитель разогнали, монахиня Феофания с остальными матушками переселилась во Флоровский монастырь, где на протяжении 30 лет хранила святую икону у себя в келлии.

Первое чудо икона явила еще во Флоровском монастыре: исцеление глухонемой девочки . Пока взрослые ходили по делам, крошка ждала их в келье. Вернувшись, они обнаружили больного от рождения ребенка говорящим и слышащим. «Тетя на меня дохнула », — как могла, объяснила малышка, кивнув на Преблагословенную.

За 5 лет до кончины хранительница иконы приняла схиму с именем Феодоры. А за 2 года до своей смерти, в 1992 году, схимонахиня Феодора (†1994) передала икону в дар только что открывшемуся Введенскому монастырю . Так Царица Небесная вернулась в Свой дом, вводя с Собой во храм почившую на Ней благодать. Образ, установленный в специальный киот, привлекал к себе многочисленных верующих своей необычайной красотой.

В 1993 году икону, хранившуюся за стеклом, решили отдать на реставрацию, так как изображение стало тусклым. 1 августа 1993 года стекло с иконы было снято. Оказалось, что икона осталась ясной, как и была ранее, а замутилось только прикрывавшее ее стекло. На нем, строго по контуру, словно легкими меловыми штрихами отпечатался силуэт Богоматери с Младенцем. Изображение на стекле являло собой негатив: темные места стали белыми, светлые лицо, руки, складки – темными. Примечательно то, что оно не могло быть отпечатком, так как стекло не прилегало к изображению вплотную, а находилось на расстоянии от иконы. Всех увидевших чудотворное изображение на стекле посетило чувство радости.

Тем не менее возникало и недоверие к этому чудесному явлению, были подозрения. Настоятеля храма пытались обвинить в мошенничестве и подлоге. Приходили специалисты, чтобы исследовать отображение. Ученые из Киевского Центра ядерной физики брали соскобы налета на стекле, проводили научные исследования, пытаясь выяснить состав и природу возникновения этого необычного маслянистого налета. Проведя исследования, киевские ученые, пришли к выводу, что изображение на стекле является нерукотворным , при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду. Физики-ядерщики дали свое заключение о том, что состав налета-отпечатка на стекле иконы — органической природы!

Стекло с чудесным отображением было установлено в киоте рядом с иконой. И от самой иконы и от Ее отпечатка на стекле стали происходить многочисленные исцеления.

Свято-Введенский мужской монастырь

Указом Синода Украинской Православной церкви 9 (22) ноября 1995 года икона Божией Матери «Призри на смирение», пребывающая в киевском Свято-Введенском монастыре, признана чудотворной .

Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к Пресвятой Богородице с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.

Перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться и оттого страдающих болезнями и духовными тяготами, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. По молитвам Божией Матери перед иконой Ее «Призри на смирение» подается помощь всем притесняемым, гонимым, отчаявшимся, некрепким в вере, выявляется правда и обличаются наветы и клевета, оправдываются невиновные. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси души наша, яко любвеобильная Мати .

Кондак, глас 3
Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.