Богиня Диана в римской мифологии. Кто она? Богиня диана в греческой и римской мифологии Кровожадная дева диана

Диана (Цинтия, Феба, Селена, Артемида), прекрасная сестра Аполлона, была не только богиней луны, но и охоты.

В произведениях искусства ее обычно изображают в виде прекрасной девушки, облаченной в короткую одежду охотницы, с луком в руке и колчаном, полным стрел, на боку и с полумесяцем на гордо посаженной голове.

О Латония, высшего
Дочь Юпитера вышняя,
О рожденная матерью
Под оливой делийской -
Чтоб владычицей стала ты
Гор, лесов густолиственных,
И урочищ таинственных,
И потоков гремящих.
(Катулл)

Гордясь двумя своими детьми Аполлоном и Дианой, Латона хвасталась направо и налево, что таких не было ни у кого, ибо они превосходили всех красотой, умом и властью.

Миф о Ниобе

Дочь Тантала Ниоба услыхала эту похвальбу и презрительно рассмеялась, ибо сама была матерью четырнадцати детей – семи мужественных сыновей и семи прекрасных дочерей. Она громко обратилась к Латоне и посмеялась над тем, что у той только двое детей.

Вскоре после этого Ниоба, преисполнившись гордыни, дошла до того, что запретила своему народу поклоняться Аполлону и Диане и велела по всему своему царству сбросить их статуи с пьедесталов и разбить. Латона в ярости призвала к себе детей и велела им уничтожить все потомство соперницы.

Хорошо вооружившись, Аполлон и Диана отправились в путь. Аполлон, увидев, что семеро сыновей Ниобы охотятся в лесу, убил их своими стрелами, которые никогда не пролетали мимо цели.

С немыслимой быстротой весть об этом достигла ушей Ниобы, и она похолодела, узнав, что все семеро ее сыновей, ее гордость и отрада, пали от руки Аполлона и лежат теперь, бездыханные и холодные, в лесу, куда с такой радостью отправились всего несколько часов назад охотиться на оленя.

Оплакав преждевременную смерть сыновей, Ниоба решила, что испила горькую чашу до дна, но, как только ее скорбь немного улеглась, Диана принялась убивать ее дочерей.

Напрасно бедные девушки искали спасения от стрел. Напрасно пыталась Ниоба спасти их, взывая к богам Олимпа о помощи. Ее дочери падали одна за другой, чтобы никогда уже больше не подняться. Последняя судорожно прижалась к груди Ниобы, но и тут, в любящем объятии матери, ее нашла смерть и увела с собой. Тогда боги, тронутые безмерным горем Ниобы, превратили ее в камень в том самом виде, в каком она была, – с поднятым к небу лицом, с глазами полными слез и дрожащими губами.

Статую Ниобы поместили на гору Ситилус, недалеко от реки, и говорили, что по ее мраморным щекам безостановочно текли слезы, ибо, даже превратившись в камень, Ниоба ощущала свое горе и оплакивала своих детей.

Эта история представляет собой аллегорию, где Ниоба олицетворяет зиму, холодную, суровую и гордую. Смертоносные стрелы Аполлона, солнечные лучи, убивают ее детей, зимние месяцы. Ее слезы – это капель, которая появляется весной, когда гордость зимы тает.


Как только молодая богиня луны была представлена олимпийцам, все боги изъявили желание жениться на ней, но она отказалась их слушать и попросила у отца разрешения остаться на всю жизнь одинокой и была так убедительна в своих мольбах, что Юпитер вынужден был уступить.

Каждый вечер, как только солнце завершает свой путь, Диана садится в лунную колесницу, и молочно-белые жеребцы везут ее по небу. Бесчисленные звезды, любящие свою богиню, следят за ее перемещением и освещают ей путь. Пролетая по небу, Диана часто наклоняется, чтобы посмотреть на спящую Землю, темную и таинственную, и вдыхает дурманящий аромат цветов. И ей всегда кажется, что Природа, такая прекрасная при свете дня, приобретает в эти колдовские ночные часы особое очарование.

Миф об Эндимионе

Однажды, бесшумно пролетая над землей, она неожиданно остановила своих коней – на холме она увидела красивого молодого пастуха, который крепко спал, лежа на спине, и его лицо было освещено мягким лунным светом. Диана с удивлением взирала на его красоту, и сердце ее наполнилось любовью. Осторожно выскользнув из колесницы, она подлетела к нему, медленно наклонилась и запечатлела нежный поцелуй на его слегка раскрытых губах.

Юный Эндимион, не до конца пробудившись, приподнял веки, и его затуманенному сном взору предстало прекрасное видение. Диана бросилась бежать, но ее взгляд разбудил в нем неугасимую страсть. Он вскочил на ноги, протер глаза, но, увидев, что луна, которая, как ему показалось, стояла совсем близко от него, уплывает вдаль по темному небу, решил, что все это было лишь сном, сладким сном. И он снова улегся на траву, надеясь, что ему приснится тот же сон.

В ту ночь его желание не было исполнено, зато в следующую ночь, когда он лежал на том же самом месте, сладкий сон опять повторился. И теперь каждую ночь, когда бледный свет луны падал на лицо Эндимиона, он видел тот же сон.

Диана, как и он, потерявшая разум от любви, не могла проехать мимо, не одарив Эндимиона своей лаской, и, когда ее колесница касалась вершины горы, выходила из нее, подбегала к спящему юноше и быстро целовала его.

Эндимион и во сне ждал ее прихода и наслаждался ее присутствием, но очарование тайных поцелуев не позволяло ему подать признаки жизни.

Время шло. Диана, для которой мысль о том, что его красота погибнет от нужды, страданий и тяжелого труда, была совершенно невыносима, погрузила его в вечный сон и отнесла на гору Латмус, где спрятала в своей священной пещере подальше от людских взоров. И каждую ночь Диана приходила сюда, чтобы полюбоваться милым лицом и запечатлеть нежный поцелуй на его бесчувственных губах. Таков миф о Диане и ее скромном возлюбленном, который вдохновлял поэтов всех времен.

Миф об Орионе

Эндимион был не единственным смертным, которого любила Диана. Рассказывают также, что она одарила своей благосклонностью и молодого охотника по имени Орион. Весь день этот юноша бродил по лесу в поисках дичи, вместе со своей собакой Сириусом.

Однажды в густой чаще он повстречал семь нимф Дианы, сестер Плеяд, дочерей Атласа. Достаточно было увидеть этих красавиц, чтобы тут же влюбиться в них без памяти, и сердце Ориона пылало от страсти, когда он попытался приблизиться к ним. Но нимфы были очень застенчивы и, когда он подошел ближе и заговорил с ними, тут же убежали прочь.

Испугавшись, что никогда их больше не увидит, Орион бросился в погоню, но нимфы бежали от него, пока не почувствовали, что силы оставляют их. Тогда они стали звать на помощь свою госпожу. Она тут же откликнулась на их мольбы, и подбежавший Орион увидел лишь семь снежно-белых голубок, упорхнувших в лазурное небо.

После этого Плеяды превратились в созвездие, состоящее из семи ярких звезд. И они много веков сияли на небе, но, когда Троя попала в руки врагов, потускнели от горя, а одна из них, самая робкая и впечатлительная, вообще исчезла, чтобы скрыть свое горе от любопытных людских взоров.

Орион, не отличавшийся постоянством, вскоре утешился и влюбился в Меропу, дочь Ойнопиона, царя Хиоса, который сказал, что согласится на их брак только в том случае, если будущий зять совершит в честь своей невесты какой-нибудь подвиг. Но Орион был очень нетерпелив, ему не нравилось, что свадьба откладывается, и он решил украсть невесту, но Ойнопион бдительно следил за дочерью и нарушил все планы Ориона, который был наказан не только тем, что лишился невесты, но и тем, что ослеп.

Незрячий, беспомощный и одинокий, бродил он от города к городу, надеясь найти кого-нибудь, кто помог бы ему вернуть зрение. Наконец он дошел до пещеры циклопов, и один из них пожалел его и отвел к солнцу, от сияния которого его глаза вновь обрели способность видеть.

Вновь начав видеть, он вернулся к своему прежнему занятию и охотился с утра до вечера. Диана встретила его в лесу и, разделяя его вкусы, вскоре полюбила его. Но ее брат, Аполлон, не одобрял этого выбора – от его всевидящего ока не могло укрыться ни одно событие дня, – и решил положить конец роману сестры. Он позвал ее к себе, и, чтобы усыпить подозрения, завел речь о луках и под предлогом проверки меткости ее стрельбы попросил выстрелить в темный предмет, поднимавшийся и опускавшийся в морских волнах.

Диана схватила лук, натянула тетиву и послала стрелу так метко и сильно, что предмет тут же исчез в пучине. Она и не подозревала, что этим предметом была голова Ориона, который решил искупаться в море! Обнаружив свою ошибку, она пролила много слез, поклялась никогда не забывать Ориона и поместила его и его верного пса Сириуса на небо, превратив в созвездие.

Миф об Актеоне

Когда Диана заканчивала свое ночное путешествие в лунной колеснице, она брала лук и стрелы и в сопровождении нимф отправлялась в лес охотиться на диких зверей.

Однажды летним днем, после необычно долгой погони, Диана со свитой подошла к одному из спокойных горных озер, где они часто купались. Прохладные воды озера колыхались так притягательно, что охотницы быстро сбросили с себя короткие охотничьи туники и погрузили разгоряченные тела в воду.

Но к несчастью, богиня и нимфы охотились там не одни. Актеон, охотник, встал на рассвете, чтобы подстрелить оленя, и теперь, усталый и измученный жаждой, тоже подошел к горному источнику.

Приближаясь к месту, где он привык отдыхать, Актеон услышал взрывы серебристого смеха, поэтому он тихонько подкрался к озеру и, осторожно раздвинув густые ветви кустов, увидел купающихся богинь.

В этот самый момент Диана повернула голову, услыхав своим тренированным ухом шелест листвы, и увидела восхищенный взгляд изумленного юноши. Возмущенная тем, что смертный увидел ее в таком виде, она плеснула ему в лицо водой и велела уйти и рассказать всем, если посмеет, что видел ее голой.

Не успели капли воды упасть на лицо юноши, как он повернулся, чтобы выполнить приказ богини, но обнаружил, что превратился в оленя с гибкими стройными ногами, мохнатой шкурой и широкими разветвляющимися рогами. От прежнего охотника не осталось ничего, кроме горького осознания своего превращения. Он стоял на месте, неподвижный и растерянный, и тут до его уха донесся лай его собственных гончих.

Тут его охватил дикий страх, и он бросился бежать в лес. Но – увы! – было слишком поздно – свора собак заметила его и с лаем бросилась в погоню.

Напрасно напрягал Актеон свои силы. Ноги отказались служить ему, и он в изнеможении упал на землю, а гончие вцепились ему в горло и разорвали Актеона на куски.


Диане поклонялись повсюду, и бесчисленные храмы были посвящены ей; среди них самым знаменитым было святилище в Эфесе. У древних было множество праздников в честь прекрасной богини Луны, которая всегда была готова взять под защиту достойных того смертных.

Тринадцатое августа – день рождения Богини Дианы

В этот день римляне праздновали рождение одной из своих древнейших богинь –

Лунной Богини, покровительницы жизни и смерти, лесов, животных и плодородия, родовспомогательницы и покровительницы женщин.

Богини охоты и Судьбы, верховной власти

и объединения народов –

Великой Богини Дианы



Диана была отождествлена сразу с двумя богинями греческого пантеона – с Артемидой и Гекатой, и получила эпитет

«Тривия» - «Богиня Трех Дорог»

и ее изображение помещалось на перекрестках
Этот эпитет чаще соотносится с греческой Гекатой, однако, тот факт, что римляне называли им Диану – говорит о том значении, которое Диана играла в жизни населения Рима и многообразии функций, исполняемых Богиней.
Римляне, называя Диану - «Тривия», тем самым подчеркивали тройную власть Богини - на небе, на земле и под землей.
Отсюда и многообразие функций Богини, и ведение как вопросами как жизни, так и смерти. Более того, римляне почитали ее как «Могущественную Богиню Природы» - понимая под Природой весь окружающий мир, включающий и социум, с его законами, правилами, иерархией власти.

Но, в отличие от Артемиды, Диана почиталась римлянами, в первую очередь, как Богиня – Мать. Это объясняется тем, что римляне видели и уважали в женщине, в первую очередь, материнство.
Для них женщина – это Мать семейства, оберегающая дом и детей, хранящая мир и порядок. Поэтому, одна из древнейших и наиболее почитаемых богинь несла в себе в первую очередь функцию Матери.
Когда божественным партнером Дианы стал восприниматься Янус – бог Солнца, «Привратник Неба и Небесного Света, открывающий Небесные Врата утром и запирающий их вечером», то заДианой, как богиней Луны, закрепилось ночное время – она стала пособницей во всех делах, происходящих ночью или во мраке лесов. Так к ней пришла функция Богини Охоты.

Как богиня Лесов, Диана сочеталась священным браком с Лесным Царем – духом растительности и деревьев, который погибает и вновь возрождается из года в год (ипостась Бога как Зеленого Человека в современном ведовстве).
Развитие этого культа привело к тому, что Диану – Богиню лесов - соотнесли с греческим культом Богини ячменя и плодородия, что распространило власть Богини с дикой природы и на земледелие, и золотой серп, которым срезали колосья, стал одним из ритуальных орудий культа Богини.
Диану почитали, так же, как Богиню Священных рощ – в которых часто находились святилища Дианы, и как богиню рек и источников – омовение в священных водах реки – одно из обязательных ритуальных действий в ее культе.
В более поздние эпохи Богиня начала отождествляться с Немезидой, поэтому стала богиней – мстительницей. И в первую очередь, она мстит за обиду и оскорбление женщин.

Современный культ Дианы
Сегодня Богиня Диана почитается как «Королева ведьм», Лунная Богиня, независимая охотница, покровительница дикой природы и абсолютной свободы. Она защищает женщин и покровительствует различным ремеслам

13 августа – день рождения Дианы – считается главным прездником Богини в годовом круге
Некоторые направления современного ведовства именно устам Дианы приписывают текст «Наказа Богини» - ее обращение к своим последователям. Этот текст – один из прекраснейших в современной Викке. Часть виккан его авторство приписывают Гарднеру и Дорин Вариенте. ОДнако, его переписывали и адаптировали такие влиятельные ведьмы как Звездный Сокол Стархок, Джанет и Стюарт Фаррар. В тоже время, ранний отголосок этого текста можно найти в великолепной работе Чарльза Лиланда «Арадия: Евангелие ведьм», в тексте обращения Дианы к своей дочери Арадии. Он начинается такими словами (по изданию: М: Ганга, 2012)

Воистину, ты - дух,

Но в мир мир пришла ты снова смертной стать:

На землю снизойти

И наставлять мужей и жен, готовых

Там в радости учится ведовству.

Ниже приводится текст « Наказа Богини » составленный Дорин Валиенте (в переводе Annelle).

Наказ Богини

Послушайте слова Великой Матери,

Которую когда-то называли

Астартой, Артемидой и Афиной,

Дианой, Мелюсиной, Афродитой,

Исидой, Брайд, Арианрод,

Керридвен и другими именами.


Когда нуждаетесь вы в чем-то,

Раз в месяц, лучше – в полную луну,

Вы соберитесь в тайном месте

И почитайте мой священный дух,

Меня, Королеву всех ведьм.


Тем, кто желает колдовство постичь,

Но не открывших всех его секретов,

О том, о чем не знали, расскажу.


И будете свободны вы от рабства,

И в знак той истинной свободы

На ритуале будете вы обнажены

И будете вы петь и танцевать,

И праздновать, и сотворять Любовь.

Все в мою честь.


Ведь духа торжество

И радость на земле,

Все это я.

И мой закон – любовь – для всех.


Пусть в чистоте пребудут ваши идеалы,

Стремитесь к ним всегда,

И пусть ничто не остановит вас

И не свернет с пути.


Ведь я смогу открыть вам дверь,

Ведущую на Землю вечной юности

И чаша с вином жизни – в моих руках.

Передо мной – котел Керридвен,

Бессмертия сосуд священный.


Я милосердная Богиня,

Дарующая радость сердцу человека.

И на земле даю я знание

О том, что дух бессмертен.

А после я даю покой, свободу

И встречи с теми, кто ушел до вас.


И жертвоприношений я не требую от вас

Ведь я, узрите, Мать всей жизни на земле!

И я дарю свою любовь всем своим детям.


Я – красота земли зеленой,

Мифы о Диане

Диана-Охотница


Римская Диана, во многом похожая на греческую Артемиду, безусловно была лунной богиней, повелительницей лесов и диких животных. Она не допускала фамильярности по отношению к себе. Будучи сестрой Аполлона (Солнца), она была противоположностью своему брату. Их матерью была Латона, отцом - Юпитер, а родились они на горе Синтия, что на острове Делос.
На Крите и в соседних странах эту богиню называли Бритомартис и Диктинна. На Крите ее священным растением считался дикий бадьян, названный ее именем (диттания). У нее были и другие имена: Диона, Немо-ренсис и Немертона (Богиня Лунной Рощи). Этой богине принадлежала святыня оракулов в Додоне, покуда власть над ней не перешла в руки Зевса. В Италии, среди лесов, расположено уединенное озеро Неми, на берегах которого когда-то стоял ее прекрасный храм.
Богиню часто изображали с полумесяцем на лбу, облаченную в короткую белую тунику, вооруженную луком, и сопровождаемую собаками и оленями. Бегущие рядом с ней нимфы символизировали беззаботную, вечно юную часть человеческого разума и человеческой души.
Когда Диана проявляла свойственную ей слабость к музыке, танцам, пению, игре на флейте и лире, ее окружали музы и грации. Богиня также считалась целительницей, охотно приходящей на помощь тому, кого она считала достойным ее внимания.


--
Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать¬ дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, изображаемый в витражах готических церквей, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости. Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы (с ее атрибутами).


Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.


Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).


Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.


Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии", и поэтому связана с "Проклятым охотником" (таким, как Вотан). В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов. Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.


Диана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровитель¬ницей Латинского союза.


Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.


Источник интернет: Мифы о Диане.

Тринадцатое августа – день рождения Богини Дианы

В этот день римляне праздновали рождение одной из своих древнейших богинь –

Лунной Богини, покровительницы жизни и смерти, лесов, животных и плодородия, родовспомогательницы и покровительницы женщин.

Богини охоты и Судьбы, верховной власти

и объединения народов –

Великой Богини Дианы



Диана была отождествлена сразу с двумя богинями греческого пантеона – с Артемидой и Гекатой, и получила эпитет

«Тривия» - «Богиня Трех Дорог»

и ее изображение помещалось на перекрестках
Этот эпитет чаще соотносится с греческой Гекатой, однако, тот факт, что римляне называли им Диану – говорит о том значении, которое Диана играла в жизни населения Рима и многообразии функций, исполняемых Богиней.
Римляне, называя Диану - «Тривия», тем самым подчеркивали тройную власть Богини - на небе, на земле и под землей.
Отсюда и многообразие функций Богини, и ведение как вопросами как жизни, так и смерти. Более того, римляне почитали ее как «Могущественную Богиню Природы» - понимая под Природой весь окружающий мир, включающий и социум, с его законами, правилами, иерархией власти.

Но, в отличие от Артемиды, Диана почиталась римлянами, в первую очередь, как Богиня – Мать. Это объясняется тем, что римляне видели и уважали в женщине, в первую очередь, материнство.
Для них женщина – это Мать семейства, оберегающая дом и детей, хранящая мир и порядок. Поэтому, одна из древнейших и наиболее почитаемых богинь несла в себе в первую очередь функцию Матери.
Когда божественным партнером Дианы стал восприниматься Янус – бог Солнца, «Привратник Неба и Небесного Света, открывающий Небесные Врата утром и запирающий их вечером», то заДианой, как богиней Луны, закрепилось ночное время – она стала пособницей во всех делах, происходящих ночью или во мраке лесов. Так к ней пришла функция Богини Охоты.

Как богиня Лесов, Диана сочеталась священным браком с Лесным Царем – духом растительности и деревьев, который погибает и вновь возрождается из года в год (ипостась Бога как Зеленого Человека в современном ведовстве).
Развитие этого культа привело к тому, что Диану – Богиню лесов - соотнесли с греческим культом Богини ячменя и плодородия, что распространило власть Богини с дикой природы и на земледелие, и золотой серп, которым срезали колосья, стал одним из ритуальных орудий культа Богини.
Диану почитали, так же, как Богиню Священных рощ – в которых часто находились святилища Дианы, и как богиню рек и источников – омовение в священных водах реки – одно из обязательных ритуальных действий в ее культе.
В более поздние эпохи Богиня начала отождествляться с Немезидой, поэтому стала богиней – мстительницей. И в первую очередь, она мстит за обиду и оскорбление женщин.

Современный культ Дианы
Сегодня Богиня Диана почитается как «Королева ведьм», Лунная Богиня, независимая охотница, покровительница дикой природы и абсолютной свободы. Она защищает женщин и покровительствует различным ремеслам

13 августа – день рождения Дианы – считается главным прездником Богини в годовом круге
Некоторые направления современного ведовства именно устам Дианы приписывают текст «Наказа Богини» - ее обращение к своим последователям. Этот текст – один из прекраснейших в современной Викке. Часть виккан его авторство приписывают Гарднеру и Дорин Вариенте. ОДнако, его переписывали и адаптировали такие влиятельные ведьмы как Звездный Сокол Стархок, Джанет и Стюарт Фаррар. В тоже время, ранний отголосок этого текста можно найти в великолепной работе Чарльза Лиланда «Арадия: Евангелие ведьм», в тексте обращения Дианы к своей дочери Арадии. Он начинается такими словами (по изданию: М: Ганга, 2012)

Воистину, ты - дух,

Но в мир мир пришла ты снова смертной стать:

На землю снизойти

И наставлять мужей и жен, готовых

Там в радости учится ведовству.

Ниже приводится текст « Наказа Богини » составленный Дорин Валиенте (в переводе Annelle).

Наказ Богини

Послушайте слова Великой Матери,

Которую когда-то называли

Астартой, Артемидой и Афиной,

Дианой, Мелюсиной, Афродитой,

Исидой, Брайд, Арианрод,

Керридвен и другими именами.


Когда нуждаетесь вы в чем-то,

Раз в месяц, лучше – в полную луну,

Вы соберитесь в тайном месте

И почитайте мой священный дух,

Меня, Королеву всех ведьм.


Тем, кто желает колдовство постичь,

Но не открывших всех его секретов,

О том, о чем не знали, расскажу.


И будете свободны вы от рабства,

И в знак той истинной свободы

На ритуале будете вы обнажены

И будете вы петь и танцевать,

И праздновать, и сотворять Любовь.

Все в мою честь.


Ведь духа торжество

И радость на земле,

Все это я.

И мой закон – любовь – для всех.


Пусть в чистоте пребудут ваши идеалы,

Стремитесь к ним всегда,

И пусть ничто не остановит вас

И не свернет с пути.


Ведь я смогу открыть вам дверь,

Ведущую на Землю вечной юности

И чаша с вином жизни – в моих руках.

Передо мной – котел Керридвен,

Бессмертия сосуд священный.


Я милосердная Богиня,

Дарующая радость сердцу человека.

И на земле даю я знание

О том, что дух бессмертен.

А после я даю покой, свободу

И встречи с теми, кто ушел до вас.


И жертвоприношений я не требую от вас

Ведь я, узрите, Мать всей жизни на земле!

И я дарю свою любовь всем своим детям.


Я – красота земли зеленой,

Артемида (Диана)

Упала ткань на недозрелость грудей,
Предчувствием грядущего полна
Какой она в тебе порыв разбудит?
Рванешься ли ты, сердцем холодна,

Высокоподпоясанная, в чащу
С собаками и нимфами своими,
Налаживая стрелы на ходу?

Иль зов людской тебя у гор отнимет,
Ты спустишься к роженице кричащей,
Чтоб отогнать страданья и беду?

Р. Рильке

Артемида - дочь Зевса и богини Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.
Артемида — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности.
Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица».
Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амозонок. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову
Оставаясь всю свою бесконечную жизнь незамужней девой, Артемида не отличалась девичьей мягкостью и сердобольностью. Богиня обладает решительным и агрессивным характером. В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Главные ее черты - энергичность, непреклонность и беспощадность. Ей нравились кровь и мучения. Она часто пользуется луком и стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением заранее установленных обычаев, упорядочивающих растительный и животный мир. В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.
Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.

Paul Manship - Diana_(1921)

Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Colombel - Диана возвращается с охоты

Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника.
Горе было тому, кто нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного Актеона, нарушившего этот запрет.

Cesari Giuseppe - Диана и Актеон (1603-1606)

А было это так. В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.
С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. "О боги! Что со мною делается",-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!
Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.
Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:
- Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.
Но не различают собаки в мычании человеческого голоса. Смерть Актеона. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры
Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро.
Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!
Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.
- Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! - воскликнул старший охотник.
- За это она получит заднюю ногу, - отозвался другой, доставая нож.
- Куда это запропастился сам Актеон? - проговорил третий охотник. - Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!
Так и пряталась в чащах и пещерах Артемида, не подпуская к себе ни одного мужчину. Но однажды она услышала об Орионе, сыне Посейдона и Эвриалы, дочери царя Миноса. Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир, И более всего боги и смертные удивлялись тому, что Орион переходил с острова на остров по воде. Дар хождения по волнам был от Посейдона, выделявшего Ориона среди других сыновей. Пользуясь им, он быстро добрался до острова Хиоса и перебив своей медной дубиной множество расплодившихся и нападавших на островитян зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.
И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде (Плод граната), родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости.
Так Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Их сопровождал верный пес Ориона, Сириус, обладавший невероятной неутомимостью и остротой нюха.
Все чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Она, враждебная Афродите и ее дарам, впервые ощутила ранее непонятное ей желание быть ближе к существу другого пола, прикоснуться к его лицу, ощутить его дыхание. Кто знает, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска.
Взяли Орион и Артемида в ладони медные диски.
- Бросай первая! - предложил Орион.
Он всегда уступал Артемиде как женщине и богине.
Артемида занесла руку назад, и диск, вырвавшись со свистом, описал огромную дугу. На месте падения образовалась видная издалека яма.

Смерть Ориона

Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь.
- Это не в моих силах, дочь моя, - объяснил ей Зевс. - Лучше бы ты научилась сдерживать свой гнев.
- Тогда сделай так, чтобы я могла любоваться красотой Ориона, - не унималась Артемида.
- Это я могу! - проговорил Зевс.

Созвездие Орион

И вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.
Рядом с Орионом звезда Сириус. Верного пса Зевс также вознес на небо, чтобы небесному охотнику не было скучно одному в небесных дебрях.
Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.
Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.
Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря; она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. Артемида - охотница Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдываться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами. Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини связаны с ее архаически прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис.

Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис - "болотной"), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Однако классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями.

Диана и Каллисто - Gaetano Gandolfi

Она же убила свою спутницу нимфу-охотницу Каллисто, превратив ее перед этим в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага ("пожирателя быков"), пытавшегося посягнуть на нее, так же как и охотника Ориона.
Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюбленную в красавце Эндимиона. В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря ее хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла двенадцать детей, также убитых Аполлоном и Артемидой.
В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.