Регистрация водогрейных котлов в ростехнадзоре. Построили газовую котельную? Что дальше? Результаты регистрации ОПО

На сегодняшний день широкое распространение получило использование модульных котельных для обеспечения зданий горячим водоснабжением и отоплением. Их применение распространено как на различных произодственных объектах и на объектах сельчкохозяйственного назначения, так и для отопление административных и жилых зданий.

Низкие затраты на модульную котельную и ее транспортабельные габаритные размеры делают данный вид отопления наиболее популярным.

Однако после проведения работ по пуско-наладке и перед вводом модульной котельной в эксплуатацию необходимо произвести ее регистрацию в Ростехнадзоре, так как здания этого типа относится к классу объектов с повышенной опасностью производственных процессов. Необходимость регистрации находится в соответствии с разделом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Федерального Закона № 116. Согласно данному требованию собственник либо арендатор БМК должен зарегистрировать котельную до пуска в эксплуатацию или в срок не позднее месяца с момента ввода БМК в эксплуатацию.

Регистрация котельной установки должна производиться в соответствии с регламентированными Постановлением №1371 этапами:

    необходимо идентифицировать модульную котельную как опасный производственный объект,

    оформить карты учета и предоставить основные характеристики объекта, а именно: структуру объекта, генплан, опасные производственные факторы,

    подать в Ростехнадзор документы на котельную (полис страхования, заявление, уславные документы и др.),

    после согласования полученных документов и сведений Ростехнадзор выдает собственнику или арендатору Свидетельство о регистрации данной котельной в Государственном реестре объектов повышенной опасности.

Однако получение регистрации на использование модульной котельной еще последний шаг в узаконивании ввода БМК в эксплуатацию. Для получения полноправных оснований на эксплуатацию тепловой котельной является получение лицензии.

После подачи владельцем заявления, органом лицензирования должна быть проведена обязательная проверка соответствия сведений, представленных в документах, реальным данным о лицензируемом объекте. Данный процесс в соответствии требованиями законодательства РФ обязывает заплатить владельца госпошлину.

Обязательное лицензирование введено для того, чтобы государство могло осуществлять контроль взрыво- и пожароопасных объектов, а также оно обепечивает защиту персонала производственных объектов от потенциально опасного влияния промышленнй предприятий.

Читайте также:

Этапы развития окон
Сегодня, проходя улицами родного города, каждый из вас может наблюдать, как в большинстве квартир красуются новенькие пластиковые окна.

Полочные стеллажи
Для любой семьи, в состав которой входит хотя бы один «мастер на все руки» хорошо известны проблемы, связанные с захламлением квартиры или дома массой совершенно непонятных предметов – деталей, запчастей, инструментов и крепежных элементов.

Решение в системе вентиляции для жилого помещения
Вентиляционные системы по праву считаются важным этапом проектирования любого помещения, где доступ воздуха будет затруднен. Именно вентилятор создает движение воздуха, чтобы в доме или офисе легко было дышать.

Ремонт ванной комнаты – боремся с влажностью
Статья рассказывает о нескольких удобных способах борьбы с влажностью в ванной комнате. Также Вы узнаете, что необходимо для установки дополнительной вентиляционной системы, и для каких помещений она необходима.

Как эксплуатировать кондиционер зимой
Большинство моделей кондиционеров изготавливается в странах, где минимальная температура зимой несколько выше, чем в России, поэтому на эксплуатацию в наших зимних условиях они часто и не рассчитаны.

Лицензией на эксплуатацию котельного помещения и тепловой сети является документ гос образца, который разрешает эксплуатацию котельного помещения и оборудования.

Согласно существующему положению, лицензия на право эксплуатировать котельное помещение должна быть выдана не позднее, чем через 45 рабочих дней после подачи всей необходимой пакетной документации.

Нужна ли лицензия на эксплуатацию газовой котельной

Котельные помещения и тепловые сети могут являться или не являться опасными производственными объектами. Существуют критерии, которые указывают на необходимость получения лицензии. К таковым относится оборудование и различные вещества, которые используются или хранятся внутри котельной или на прилегающей территории:
1. ТУ, работающие под избыточным давлением;
2. Резервные запасы топлива массой от 1000 тонн;
3. Работа котельного ТУ на газе;
4. Котельная занимается теплоснабжением населения или социально значимой категории потребителей.
В случае, если котельная относится к 4 классу опасности, то ее лицензирование не является обязательным.

Получение лицензии Ростехнадзора на газовую котельную

Существует несколько обязательных процедур, без которых получение лицензии невозможно:
1. Получение Акта ввода в эксплуатацию котельной. Данный Акт должен быть подписан всеми членами приемной комиссии;
2. Земля или объекты, на ней находящиеся, должны быть оформлены либо в долгосрочную аренду, либо находиться во владении;
3. Наличие договора о поставке котельного оборудования;
4. В паспорте на применяемое ТУ, должны стоять отметки Ростехнадзора о регистрации данного ТУ;
5. Котельная, а также теплосети и т.д. должны быть обязательно зарегистрированы в реестрах Ростехнадзора. Кроме того, всем объектам, находящимся на территории котельной, должен присваиваться тот или иной класс опасности.
Если все перечисленные требования удовлетворены, то необходимо сформировать заявление и подготовить пакет документов в отдел лицензирования при Ростехнадзоре по месту регистрации котельной. Документы должны быть рассмотрены в течение 3 дней, после чего выносится заключение о соответствии их требованиям.
Если возникают какие-либо сомнения в достоверности предоставленных данных, либо пакет не является полным, то он возвращается на доработку. Если все в порядке, то он передается дальше по инстанции, где рассматривается еще в продолжении 2-3 недель.

Перечень документов необходимых для лицензирования газовой котельной

1. Подтверждающая документация на право собственности или аренду;
2. Оригиналы платежных поручений на оплату пошлины;
3. Документация, подтверждающая ввод объекта в эксплуатацию;
4. Сертификат, подтверждающий соответствие техническим регламентам и разрешения на использование ТУ;
5. Положение о проведении производственного контроля;
6. Планы мероприятий по ликвидации аварийной ситуации;
7. Протокол аттестации сотрудников на право эксплуатации котельной;
8. Подтверждение наличия финансовых средств и иного вида ресурсов для локализации и предотвращения последствия аварии;
9. Декларацию пром безопасности ОПО соискателя лицензии;
10. Список приборов и систем для осуществления контроля соблюдения условий аварийной безопасности;
11. Копию договора на обслуживание котельной спасательными службами;
12. Копию страховых полисов ОСГО на ОПО.
Наша компания окажет все необходимое содействие в получении лицензии для вашей котельной. Мы работаем в Тюменской области и по городу Тюмени, а также в таких регионах, как ХМАО и ЯНАО.
Сети газопотребления - один из самых распространенных типов опасных производственных объектов. По разным оценкам он составляет порядка 76-80% от общего числа ОПО, зарегистрированных на территории РФ. Согласно нашим исследованиям, каждая третья организация, сведения о которой содержатся в реестре Ростехнадзора, имеет в числе прочих объектов сети газопотребления.

Согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.):

«сеть газопотребления » - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».

Идентификация сетей газопотребления при регистрации в качестве ОПО

С 1 сентября 2016 года изменился порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.

Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).

Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».

Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В новой редакции ФЗ №116 такая путаница исключается.

А именно - в обновленной версии п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:

«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно .

Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.
C 1 сентярбря 2016 года сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170). Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).

Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа остаются поднадзорными и подлежат регистрации в качестве ОПО. При этом в составе этих объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности…» регистрация в Ростехнадзоре сетей газопотребления, принадлежащих к категории ОПО, является обязательной. Однако Свидетельство о регистрации ОПО - это лишь первый шаг на пути законной эксплуатации опасных объектов этого типа. Каждый владелец ОПО должен иметь комплект обязательных нормативно-технических и разрешительных документов, перечень которых мы приведем в рамках данной статьи.

Какие документы нужны для законной эксплуатации сетей газопотребления

Каждая организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна обязательно разработать и/или получить следующие нормативные, технические и разрешительные документы:

1. Свидетельство о регистрации ОПО - документ, подтверждающий внесение сведений о сети газопотребления в государственный реестр ОПО. К нему прилагаются согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО.

Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…», а также созданными на его основе нормативно-правовыми актами.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать сеть газопотребления на законных основаниях.

Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (сетей газопотребления) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
3. Положение о производственном контроле (ППК) - нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов, включая сети газопотребления. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

При разработке Положения о производственном контроле для сетей газопотребления должны учитываться требования таких нормативных актов, как:

  • Приказ Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 870 от 29.10.2010г. «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».
4. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО - обязательный нормативный документ, цель которого - закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116).

Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией и согласовывается с территориальным управлением Ростехнадзора .

5. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - обязательный нормативно-технический документ, который разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов. Именно к этой категории относится сеть газопотребления.

  • Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий определяются:
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
Срок действия Плана мероприятий для сетей газопотребления - 5 лет. Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО. Как следствие, владельцам сетей газопотребления нужен:

5.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по местонахождению объекта. Это делается для того, чтобы спасатели могли оперативно прибыть на место аварии и своевременно ликвидировать ее последствия.

6. Паспорт безопасности опасного объекта - документ, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение риска возникновения ЧС техногенного характера на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих взрывопожароопасные и химически опасные вещества. В сетях газопотребления используется и транспортируется взрывопожароопасное вещество (газ), поэтому владельцам таких объектов нужно разрабатывать Паспорт безопасности. Документ тесно связан с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Документ разрабатывается 1 раз в 5 лет, при условии отсутствия изменений в составе ОПО и его характеристик. После разработки Паспорт безопасности согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а после согласования - утверждается владельцем объекта.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Необходимость оформления договора на страхование ОПО , в частности, сети газопотребления, регламентирована:

  • Федеральным законом № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…».
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).
Базовая страховая премия (стоимость полиса) для сетей газопотребления составляет 16 500 рублей. Тарифы и страховые суммы даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У. Договор заключается сроком не менее чем на 1 года с последующим продлением.

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации.

Для предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, нужно аттестовать как минимум руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за газовое хозяйство (за безопасность эксплуатации сетей газопотребления), по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б7.1. «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления».

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на газопровод, газоиспользующее оборудование (например, котлы), дымовую трубу (если речь идет о котельной), здания или сооружения, в которых располагается сеть газопотребления. Экспертиза промышленной безопасности проводится планово (1 раз в 5 лет), по истечении срока безопасной эксплуатации, указанного в проектной документации (технического устройства, здания), после аварии на ОПО и т.д.

Необходимость проведения Экспертизы регламентирована:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами.
10. Положение о внутренней газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления (Раздел II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Надзор за сетями газопотребления

Надзор за сетями газопотребления осуществляет территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта. Сети газопотребления принадлежат к 3 классу опасности (Приложение 2 к ФЗ №116), следовательно, плановые проверки в отношении данных ОПО проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет (п. 5.1. ст. 16 ФЗ №116).

В ходе надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора проверят наличие в организации указанных выше документов, техническую документацию на оборудование, проведут визуальный осмотр технических устройств и зданий (сооружений) на предмет их исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проведен анализ соблюдения требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.) и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Так, согласно разделу II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и разделу VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО и т.д.

Многочисленные вопросы, поступающие специалистам Индустриальной безопасности, от наших Заказчиков, которые касаются регистрации в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, послужили причиной написания этой обзорной статьи.

Что подлежит регистрации в Ростехнадзоре?

Регистрации в Ростехнадзоре подлежат:
1. Опасные производственные объекты (ОПО).
2. Технические устройства, которые подлежат постановке на учет в Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору.
3. Эксплуатационная документация (в установленных случаях).

Регистрация ОПО в Ростехнадзоре

Критерии, по которым тот или иной объект (участок предприятия, цех и т.д.) относится к опасным производственным, определены приложением I к ФЗ № 116 «О промышленной безопасности». Объект, отнесенный к категории «Опасный производственный», подлежит регистрации в Ростехнадзоре в течение десяти дней с момента в вода в эксплуатацию.

Прежд е чем ОПО будет зарегистрирован в реестре Федеральной службы по экологическому технологическому и атомном у надзору, как опасный производственный объект, должна быть произведена его идентификация.

Идентификация ОПО проводится в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».

После прове дения идентификации ОПО, комплект документов, необходимых для регистрации ОПО, передается в Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору. Класс опасности ОПО (I-IV класс) присваивается при регистрации. Срок регистрации опасных производственных объектов составляет 20 дней.

Регистрация технических устройств в Ростехнадзоре

Технические устройства, подлежащие регистрации (постановке на учет) в Ростехнадзоре:

Некоторые виды грузоподъемных механизмов (краны, тали, подъемники, вышки и т.д), подъемные сооружения, перечисленные в п. 3 ФНП по ПС, в том числе фасадные подъемники (люльки) и грузопассажирские строительные подъемники, перед пуском в работу подлежат регистрации (учету) в Ростехнадзоре. Требование п. 147 ФНП «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Оборудование, работающее под избыточным давлением (превышающим 0,07 МПа):

  • Котлы.
  • Сосуды.
  • Трубопроводы (пара и горячей воды).

Документ, определяющий критерии регистрации (учета) технических устройств: ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Документация, подлежащая регистрации в Ростехнадзоре

В Ростехнадзоре регистрируется следующая эксплуатационная документация:

  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • паспорта технических устройств, перечень оборудования которого приведен в предыдущем абзаце;
  • декларации промышленной безопасности.


«Хотим приобрести в организацию компрессор. Давление компрессора 1МПа, объем 0,5 м³ ресивера. Данный компрессор не требует регистрации в Ростехнадзоре (ФНП №116 п.215 п.п.1). Будет ли объект (цех) нашей организации ОПО и требуется ли его регистрация в государственном реестре ОПО?»

В соответствии с пунктом 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326, (далее - ФНП) указанный Вами компрессор с ресивером объемом 0,5 м³ учету не подлежит. В соответствии с п. 217 ФНП оборудование, не подлежащее учету, к опасным производственным объектам не относится и регистрации в государственном реестре не подлежит.

12 февраля 2019 года


«Какие требования предъявляются к организациям, осуществляющим освидетельствование газовых баллонов? Какой перечень документов необходим для получения клейма, применяемого при освидетельствовании газовых баллонов под КПГ (более 100л)?»
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
Требования к организациям, осуществляющим освидетельствование баллонов, указаны в п.п. 486, 488 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326 (далее - ФНП). Результаты технического освидетельствования баллонов объемом более 100 л заносятся в паспорт. Клеймо на такие баллоны не ставят в соответствии с требованием п. 494 ФНП.

04 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«По каким видам деятельности должен быть аттестован персонал специализированной организации, выполняющей работы по ремонту крановых путей с последующей планово-высотной съемкой?»

Требования к работникам специализированной организации изложены в пунктах 20-22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным Минюстом России 31.12.2013, регистрационный № 30993 (далее - ФНП).
В соответствии с пунктом 20 ФНП работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал - лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям, в том числе:
к) иметь документы, подтверждающие прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики - быть аттестованными в установленном порядке в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. № 63 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г., регистрационный № 1721); Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. № 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2002 г., регистрационный № 3578);
н) быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на подъемных сооружениях (области аттестации А.1 и Б.9.33).

01 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«Потеряли протокол на электромонтера, который проходил аттестацию в ноябре 2018 г. в комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора на IV группу по электробезопасности. Каким образом можно восстановить данный протокол?»

Для получения дубликата протокола работнику организации необходимо представить в Управление следующую информацию:
  • фамилия, имя, отчество;
  • название организации, от которой он проходил проверку знаний;
  • дату проверки знаний.
14 января 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Обязан ли, назначенный приказом руководителя ответственный за организацию эксплуатации и технического обслуживания лифтового хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проходить аттестацию в Центре оценки квалификаций (ЦОК)?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 4 (c) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22.12.2018 № 1639 (далее Правила), организация безопасного использования и содержания объекта (лифта) обеспечивается владельцем объекта и включает, в том числе, назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных пунктом 4 Правил. Уровень квалификации персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов (лифтов), должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
Пунктом 3 Правил определено понятие «квалифицированный персонал» - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
С учетом требований Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ соответствие персонала требованиям профессиональных стандартов подтверждается результатами независимой оценки квалификации, которая проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 утверждены «Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Иная форма подтверждения соответствия персонала требованиям профессиональных стандартов не предусмотрена.
Таким образом, лица, ответственные за организацию эксплуатации объекта (лифта) и лица, ответственные за организацию обслуживания и ремонта объекта, подтверждают свою квалификацию результатами независимой оценки квалификации, проводимой в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций с учетом изложенных выше требований.

2018 год

05 декабря 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Мы продаем опасный производственный объект - сети газопотребления (3 класс) другому юридическому лицу. В последующем хотим взять в аренду данное ОПО у этого юр. лица. Какие документы нужны для снятия регистрации с нашего предприятия и передачи для регистрации ОПО другому юр. лицу? Какие документы нужны для аренды данного ОПО?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
В случае продажи Вашей организацией опасного производственного объекта (ОПО) другому юридическому лицу с последующей арендой этого ОПО у нового владельца следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Договор аренды является одним из законных оснований для эксплуатации объекта, таким образом, статус Вашей организации как эксплуатирующей ОПО III класса опасности и обязанной выполнять весь комплекс соответствующих требований промышленной безопасности не изменится.
В данном случае Вам будет необходимо обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ОПО, в части изменений сведений об эксплуатирующей организации (статус владельца сменился на статус арендатора).
Договор аренды заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае – нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

20 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«У организации имеются 4 лифта: 2 грузовых, 2 пассажирских (замены и модернизации не производилось). Необходимо ли регистрировать данные лифты в Ростехнадзоре? Если да, то каков порядок действий?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене», в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743, далее по тексту - Правила), для их постановки на учет уведомления направляются в соответствующий уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в срок, не превышающий 4 месяца со дня вступления в силу указанных Правил, который истек 31.12.2017 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» от 13.05.2013 № 407 определено, что органы Ростехнадзора осуществляют государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, далее по тексту Технический регламент) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации.
Таким образом, в соответствии с п. 1, п. 2 (б) Правил, настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене. Требования настоящих Правил не распространяются на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и двери шахт которых не допускают свободного допуска в них человека.
Вся необходимая информация, образцы документов, предназначенные для постановки на учет лифтов, размещены на официальном сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора (www.сайт).

09 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Должны ли все члены аттестационной комиссии организации быть аттестованными по тем областям аттестации по промышленной безопасности, по которым они проводят экзамены? Или достаточно одному члену комиссии быть аттестованным по этой области, а остальным - по общим требованиям и другим видам надзора?»


Порядок организации подготовки и аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37. Члены аттестационных комиссий, поднадзорных Ростехнадзору организаций, должны быть аттестованы по областям аттестации, по которым проводятся экзамены, в соответствующей аттестационной комиссии Ростехнадзора в зависимости от места нахождения производственных объектов и численности работников поднадзорной организации.

29 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В организации планируется капитальный ремонт электроустановки. Мощность, категорийность, функциональность электроустановки меняться не будет. Необходимо ли получать Акт допуска в эксплуатацию после проведения капитального ремонта электроустановки?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, получение разрешения на допуск в эксплуатацию является обязательным для новых и реконструированных электроустановок, независимо от их мощности, электроснабжение которых осуществляется по действующему договору электроснабжения. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки после проведения капитального ремонта, при условии отсутствия изменения параметров и характеристик электроустановки в целом (включая технико-экономические показатели), а также необходимости выполнения действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, правилами не предусмотрена.

12 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Можно ли провести аттестацию руководителя предприятия по промышленной безопасности в комиссии, созданной в организации (члены аттестационной комиссии аттестованы по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора)?»

Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37), аттестация руководителей и их заместителей, членов аттестационной комиссии организации, проводится в Центральной и Территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора в зависимости от численности организации.

10 сентября 2018 года
:

«На оборудовании, работающем под давлением, было проведено гидравлическое испытание (ГИ) специализированной организацией. Записи в паспортах о проведении ГИ и о следующем сроке были внесены. Какие из документов (акты, сертификаты, протоколы и т.п.) требуется запрашивать от специализированной организации или записи в паспорте достаточно?»


Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО :
В соответствии с требованием п. 364 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление» (приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарег. Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326) (далее – ФНП), результаты технического освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования, работающего под давлением, лицами, проводившими техническое освидетельствование. Представление иных документов ФНП не предусмотрено.

Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренный Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.
Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение № 1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.


27 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Необходимо ли выдавать удостоверения на право работы на объекте открытых горных работ для дробильщиков и слесарей передвижного дробильно-сортировочного комплекса, расположенного в границах горного отвода карьера?»


Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ :
Требования для рабочих, ведущих горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, установлены пунктом 31 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (зарегистрированы Минюстом России 02.07.2014 рег. № 32935), в котором указано, что «рабочие, ведущие горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и пожаротушения и уметь ими пользоваться…», следовательно, рабочие должны иметь документы, подтверждающие выполнение указанных требований.

21 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«На предприятии имеется мостовой кран грузоподъемностью 20 т. с управлением из кабины, который состоит на учете в Ростехнадзоре. На настоящий момент собственник планирует провести работы по демонтажу кабины управления, уменьшению грузоподъемности (не более 10 т) и переводу крана на управление с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта. Какой комплект документации в данном случае потребуется от собственника для снятия данного крана с учета в Ростехнадзоре? Обязательно ли проведение экспертизы промышленной безопасности по результатам выполнения указанных работ?»


Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями :
В соответствии с требованиями п. 3 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее - ФНП), указанные ФНП распространяются на грузоподъемные краны всех типов. При этом, согласно требованиям п. 148 (а) ФНП, не подлежат учету в органах Ростехнадзора (федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов - ОПО) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.
Снятие подъемного сооружения (ПС) с учета в органах Ростехнадзора производится путем внесения соответствующих изменений в сведения, характеризующие ОПО и содержащиеся в государственном реестре ОПО. В этих целях заявителем (владельцем ОПО) с учетом требований пп. 24, 25 «Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494, представляются, в том числе, документы, подтверждающие фактическое выполнение работ по переводу ПС в разряд не подлежащих учету.
К указанным документам относится предусмотренный п. 98 ФНП протокол контроля качества ремонта (реконструкции), подтверждающий качество выполненных работ, включая демонтаж кабины управления мостового крана. Проведение экспертизы промышленной безопасности ПС, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора, не требуется на основании п. 264 ФНП.

09 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Наша организация имеет бессрочную лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на участок сети газопотребления. Можем ли мы в данную лицензию внести место осуществления лицензируемого вида деятельности? Юридическое лицо не меняется, остается прежним.»

:
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.
Таким образом, в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности, организация (лицензиат) обязана обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.

10 июля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Прошу Вас уточнить, какой пакет документов нужен для регистрации трубопроводов в котельной».


Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением :
С 22 декабря 2014 г. не подлежат применению требования Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, в связи с чем процедура регистрации котлов, сосудов, трубопроводов пара и горячей воды отделом по надзору за оборудованием, работающим под давлением, не осуществляется.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 утверждены и введены в действие с 22 декабря 2014 г. Федеральные нормы и правила в области, промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП), в которых указан порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования.
В соответствии с п. 216 ФНП (с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 № 539), для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу опасном производственном объекте (далее - ОПО), определенный комплект документов.
Дополнительно сообщаю, что ФНП не распространяются на технологические трубопроводы для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред.


07 июня 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«На участке, находящемся в собственности, планируется демонтаж одноэтажных зданий, а именно гаражей, хранилища, складов, до уровня фундамента. Нужны ли в данном случае какие - либо разрешающие документы от Ростехнадзора?»

Отвечают специалисты межрегионального отдела по государственному строительному надзору:
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор полномочиями выдачи разрешения на демонтаж не наделен.
Обращаем внимание, что в случаях, установленных ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс), в состав проектной документации объекта капительного строительства включается раздел проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капительного строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капительного строительства, их частей, для строительства, реконструкции других объектов капительного строительства). При этом, в соответствии со ст. 54 Кодекса, соблюдение требований проектной документации, в том числе по сносу или демонтажу, является предметом государственного строительного надзора.

06 июля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :

«Нужно ли проводить переаттестацию руководителей и специалистов по эксплуатации газораспределения и газопотребления на ОПО (котельная), в связи с выходом новых правил Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" (приказ № 485 от 20.11.2017, введены 26.06.2018)?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления :
Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37).
В связи с вступлением в силу 26.06.2018 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485 (далее – Правила), Вам надлежит привести в соответствие с требованиями Правил должностные инструкции инженерно-технических работников, связанных с руководством газоопасными, огневыми и ремонтными работами, а также производственные инструкции для персонала, выполняющего данные работа. Проводить переаттестацию не требуется.


17 мая 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В соответствии с п.п. 4(р) Постановления правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743, требуется ли сотруднику, ответственному за безопасную эксплуатацию лифтов проходить квалификационный экзамен по специальности "Специалист по организации эксплуатации лифтов" 6 уровень квалификации или "Специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов" 6 уровень квалификации, если проведено обучение ответственного работника в учебной организации по программе повышения квалификации "Безопасность лифтов" 16 часов? Обслуживание и ремонт лифтов производит специализированная подрядная организация.»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п.п. 4 (р), 4 (с) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743), владельцем объекта назначается распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала. При это, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций.
Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые образовательными организациями, являются подтверждением освоения образовательных программ и не являются документами независимой оценки квалификации, проводимой центрами оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016 № 238-ФЗ.
На данный момент федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление указанных работ, на соответствие требованиям профессиональных стандартов, кроме независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

12 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Юридическое лицо планирует приобрести подъемник платформенный ПЛ-10Н (максимальная грузоподъемность 10 т.), предназначенный для подъема автомобилей. Модуль управления работой подъемника находится на одной из стоек подъемника.

Необходимо ли регистрировать вышеуказанный подъемник в Ростехнадзоре, как опасный производственный объект?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Указанное оборудование не относится к подъемным сооружениям, перечисленным в п.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013 рег. № 30992 (далее – ФНП), на которые распространяются требования ФНП.
В соответствии с п. 146 ФНП регистрации подлежат только те опасные производственные объекты, где эксплуатируются подъемные сооружения, подлежащие учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, требования ФНП на указанное оборудование не распространяется, а регистрация опасного производственного объекта и постановка на учет технического устройства в органах Ростехнадзора не требуется.

02 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Наша компания занимается осуществлением услуг колл-центра. Производственная деятельность не осуществляется, в офисе есть только освещение и компьютеры. Возможно ли не назначать специально обученного специалиста по электробезопасности, а ответственность возложить на генерального директора?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.2.4. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП), у Потребителя, не занимающегося производственной деятельностью, электрохозяйство которого включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение № 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.

12 марта 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«В каких случаях в бюджетном учреждении должен быть назначен ответственный по промышленной безопасности?»


Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее -ОПО), обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
На основании изложенного, организация, эксплуатирующая ОПО вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, согласно требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, из числа специалистов назначает ответственных в области промышленной безопасности.

19 февраля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«У нас в организации часть лифтов не эксплуатируется. Надо ли подавать о них сведения в Ростехнадзор в связи с новым постановлением Правительства, если их эксплуатация начнется через 3-5 лет?»


Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 все лифты, на которые распространяется действие «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743, далее по тексту - Правила), введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации), подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.
Согласно статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 эксплуатация лифта - это стадия жизненного цикла, включающая в том числе и хранение лифта в процессе эксплуатации. Таким образом, лифты, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил, подлежат постановке на учет в установленном порядке.
В случае если указанные в Вашем обращении лифты не введены в эксплуатацию, то в соответствии с п. 10 Правил основанием для постановки на учет являются:
- для объекта, монтаж которого осуществлен в связи с заменой, или объекта, прошедшего модернизацию, - акт ввода объекта в эксплуатацию;
- для объекта, введенного в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, - уведомление о вводе объекта в эксплуатацию.

08 февраля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«Внесено изменение в наименование учреждения, все остальные данные не изменены. Есть лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Надо ли переоформлять лицензию и свидетельство о регистрации ОПО?»


Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случаях изменения наименования юридического лица лицензия подлежит переоформлению.
Соответствующие изменения в отношении эксплуатирующей организации должны быть внесены и в государственный реестр опасных производственных объектов.
Таким образом, эксплуатирующей организации (лицензиату) необходимо обратиться в лицензирующий орган с заявлениями о внесении изменений в сведения об эксплуатирующей организации в государственном реестре ОГК), а также о переоформлении лицензии.

23 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Необходима 2 группа по электробезопасности главному инженеру. В организации нет комиссии на сдачу экзамена. Что нужно сделать, что бы получить 2 группу. Можно ли её получить в комиссии другой организации?»


Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Сообщаю, что в соответствии с требованиями Приложения 1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 № 328н, при первичном присвоении II группы по электробезопасности электротехническому (электротехнологическому) персоналу с основным общим или со средним полным образованием необходимо пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов.
Персоналу организаций, имеющему начальное профессиональное и высшее профессиональное (техническое) образование, высшее профессиональное (техническое) образование в области электроэнергетики, для присвоения II группы по электробезопасности дополнительное обучение в образовательных организациях проходить не требуется.
В соответствии с требованиями п. 1.4.34 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, проверка знаний работников Потребителей, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, должна проводиться в комиссиях органов госэнергонадзора.

18 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Как восстановить утерянный протокол проверки знаний по промышленной безопасности, полученный в 2016 году?»

Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
Согласно п. 14 «Положения об организации работы аттестационных комиссий специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) от 12 июля 2010 г. № 591, аттестованному, утратившему удостоверение об аттестации, аттестационной комиссией Службы выдается дубликат удостоверения об аттестации.
Для получения дубликата протокола об аттестации организации, утерявшей протокол, необходимо подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление на оформление дубликата протокола в связи с его утерей, указав всю известную информацию об аттестации специалиста (ФИО, дата экзамена, № протокола, области аттестаций) и платежное поручение об оплате государственной пошлины за выдачу дубликата документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей в размере 1300 руб.

12 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии "стропальщик". Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее - ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления. Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.