Преподобный сергий радонежский основанные монастыри. Сергей Радонежский: его жизнь и подвиги, кратко и доступно. Тест по биографии

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Точная дата его рождения неизвестна. Историки договорились считать, что христианский подвижник появился на свет в селе Варницы – 3 мая (по строму стилю) или 16 мая (по новому стилю) 1314 года. Его родители – благочестивые ростовские бояре Кирилл и Мария назвали сына – Варфоломей.

Фото: "Вечерняя Москва"

С юных лет мальчик полюбил уединение, воздержание и пост. После смерти родителей, семья в ту пору уже перебралась в село Радонеж, Варфоломей раздал наследство и ушел в леса жить в хижине, где молился Богу.

В 23 года он принял иноческий постриг и стал Сергием. И вскоре построил небольшую церковь во имя Святой Троицы и основал монастырь.

Преподобный Сергий Радонежский

За свою жизнь Преподобный совершил множество чудес и исцелений. Однажды он даже воскресил умершего мальчика. Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 году Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Преподобный Сергий воспитал множество учеников, среди которых – святые Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Епифаний Премудрый.


Преподобный Сергий Радонежский

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. Преподобный Сергий почитается как заступник земли русской, покровитель русского воинства и детей, желающих успехов в учении.

Мы расскажем о самых знаменитых местах, связанных с именем Сергия Радонежского – о монастырях, храмах, святых источниках и памятниках.


Преподобный Сергий Радонежский

Троице-Сергиева Лавра

Обитель основана Сергием Радонежским в 1337 году. Здесь находится Троицкий собор – древнейшее сооружение монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном «в честь и похвалу» Игумену земли русской. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи Преподобного Сергия – главная святыня обители. Самое известное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого написано Андреем Рублевым и мастерами его круга.


Троице-Сергиева лавра

В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители. Монастырь связан с именами таких подвижников как: Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый и Пахомий Лагофет. В 1608-1610 годах монастырь выдержал осаду польско-литовских интервентов. С 1814 года на территории Лавры находится Московская духовная академия. Обитель открыта для посетителей с 5.00 до 21.00. В великие праздники и дни памяти Преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) - круглосуточно.


Троице-Сергиева лавра

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Как добраться: От Ярославского вокзала до Сергиева Посада на электричке. Или на автобусе от Щелковского автовокзала (м. «Щелковская») или от м. «ВДНХ».

Преподобный Сергий Радонежский

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Он основан в 1427 году как своеобразный памятник Преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи святого. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка, решили на том месте, где стоял дом его родителей основать монастырь. Так и было сделано.

Фото: Сайт Троице-Сергиева Варницкого монастыря


Троице-Сергиев Варницкий монастырь

До XVIII века все строения монастыря были деревянными. В следующие столетья там появились каменные постройки. В 1919 году монастырь был закрыт, а в последующие годы почти полностью разрушен. С 1995 года началось восстановление обители. К настоящему времени архитектурный ансамбль монастыря отстроен заново.

Адрес Варницкого монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, пос. Варницы.

Как добраться: Можно поездом из Москвы с Ярославского вокзала, ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала добраться на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Там сесть на автобус до Варниц (ехать 10–15 минут).


Преподобный Сергий Радонежский

Село Радонеж и знаменитый памятник Вячеслава Клыкова

Село Радонеж находится в Сергиево-Посадском районе, в 55 километрах от Москвы. В 1328 году здесь поселился ростовский боярин Кирилл со своей семьей, и здесь прошли детские годы Преподобного.

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже

В 1988 году в Радонеже была установлена скульптура Вячеслава Клыкова – она посвящена знаменитой встрече отрока Варфоломея со старцем-черноризцем. (Этот сюжет хорошо известен по картине художника Михаила Нестерова). Монумент выполнен в виде трехметровой фигуры старца с рельефным изображением в ее средней части мальчика с образом Троицы.

Как добраться: На автомобиле от МКАД нужно ехать по Ярославскому шоссе (дорога М8). Со стороны Москвы съезд с шоссе около деревни Голыгино. Можно добраться на автобусе №388 от «ВДНХ».

Фото: "Вечерняя Москва"

Преподобный Сергий Радонежский

Водопад Гремячий ключ

Как гласит легенда, водопад возник благодаря молитве Преподобного Сергия, который вместе со своим учеником Романом шел из Троицы в Киржач и остановился в этом месте для стоянки.


Водопад Гремячий ключ

Сегодня этот святой источник является местом паломничества. Здесь находится целый комплекс деревянных строений: несколько купален, избушки для переодевания, веранды для отдыха. Завершает этот ряд деревянная часовня-башня и звонница.

Как добраться: Самостоятельно: на машине – 80-й км от МКАД по Ярославскому шоссе, поворот перед постом ДПС на «Нижний Новгород», на А-108, далее до знака «Ботово, гремячий ключ». Потом направо на асфальтовую дорогу. От поворота около 5 км до источника. Легче всего доехать с организованными группами паломников.

Преподобный Сергий Радонежский

Московские места, связанные с Сергием Радонежским

Это, прежде всего – часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря (улица Сергия Радонежского, дом 25). На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Их называли – проща. По преданию преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. И на этом месте построили часовню. Она известна с XVI века.

Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря

Нынешняя каменная часовня воздвигнута на месте старой – обветшалой. В годы советской власти ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская. В 1995 году часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. Сейчас там совершаются богослужения.

Игумену земли русской в Москве посвящены многие храмы. Самый известный из них – Храм Преподобного Сергия в Рогожской слободе (на улице Николоямская, дом 57-59).


Храм Преподобного Сергия в Рогожской слободе

Он известен с 1722 года. Среди святынь храма: мощевик, где хранятся частицы мощей Иоанна Златоуста, мученика Трифона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, мученицы Татианы.

Как добраться: Метро: «Площадь Ильича», «Римская».

Надо принимать человека таким, каков он есть. Любить его и жалеть

В бедной крестьянской семье Никоновых уже было трое детей. Всех поставить на ноги тяжело. И поэтому родители (еще до рождения четвертого ребенка) хотели отдать его в приют. Но незадолго до родов женщине приснился чудный сон – белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села ей на руку. И мать решила оставить ребенка в семье. Девочка родилась слепой. Причем глаз не было видно – их закрывали плотно сомкнутые веки ().

Память преподобного отца нашего игумена Сергия, радонежского чудотворца

Память преподобного Сергия, Радонежского чудотворца , Церковь чтит 8 октября (25 сентября по старому стилю), в день его преставления. Преподобный Сергий Радонежский по праву является одним из самых чтимых преподобных иноков со времен Древней Руси и до нынешних дней. Он является основателем нескольких обителей, среди которых наибольшую известность приобрела Троице-Сергиева лавра. Неслучайно поэтому Сергия Радонежского часто называют «игуменом земли русской ».

Подвиги преподобного Сергия пришлись на непростую эпоху, когда Русь находилась под гнетом чужеземного монголо-татарского ига, но стремилась к обретению независимости и построению сильного и единого государства. Сергий Радонежский , человек пустынного жития, никогда не бравший в руки оружия, стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву , которая состоялась в 1380 г. Также радонежский игумен послал в помощь князю двух иноков, некогда бывших воинами - Пересвета и Ослябю. Таким образом, это стало символом единства Церкви и народа в момент тяжелого испытания. Победа возвышающейся Москвы над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила молодое княжество.

Обители, основанные Сергием Радонежским

Помимо Троицкого монастыря , Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский на Киржаче (1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский на Клязьме. В эти монастыри и скиты игумен Радонежский направил своих учеников, которые стали там настоятелями. Всего же ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.

Набольшую известность получили такие известные, как Савво-Сторожевский (1398 г.) близ Звенигорода, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.


Чудеса Сергия Радонежского

Как указано в Житии, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных сел, деревень и городов для получения духовного совета, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как пишут агиографы Сергия, он нередко исцелял страждущих, а однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к игумену. Слава о чудесах Сергия быстро распространилась по Руси. К нему стали приходить болящие из разных местностей. И никто из них не уходил без доброго совета и исцеления. Но людская слава тяготила подвижника. Однажды епископ Стефан Пермский (около 1330-1340 - 1396 гг.) направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала неподалеку от Сергиева монастыря. Епископ решил посетить обитель на обратном пути и остановился, прочитал молитву, поклонился игумену Сергию со словами «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий был на трапезе вместе с братией. В ответ епископу Стефану Сергий послал благословение. Некоторые из учеников весьма удивились поступком игумена и поторопились к указанному месту, где увидели епископа Стефана.

Однажды во время литургии преподобному Сергию сослужил Ангел Господень, но по смирению своему игумен запретил кому-либо рассказывать об этом до скончания его земной жизни. За благочестивое житие Сергий удостоился от Господа небесного видения. Как-то он молился перед иконой Богородицы и, окончив молитву, присел отдохнуть. И вдруг он сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесное посещение. Спустя мгновение явилась Пресвятая Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света игумен пал на землю, но Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать его обители.

Преставление игумена Сергия

Под конец своей праведной жизни Сергий, за полгода прозорливо узнав о своей грядущей кончине, призвал к себе братию и после краткого совета старцев указал выбрать настоятелем опытного в духовной жизни и послушании ученика Никона (1352-1426 гг.). Уже перед самой кончиной игумен земли Русской призвал братию ко своему смертному одру и обратился со словами завещания:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября (ст. ст.) 1392 года преподобный Сергий преставился. Историк церкви Е. Е. Голубинский писал, что Сергий велел положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Такое повеление сильно огорчило братию. Иноки обратились за советом к митрополиту Киприану, который сказал положить тело игумена Сергия в церкви.

Почитание Сергия, игумена Радонежского

5 июля (ст. ст.) 1422 года были обретены нетленными мощи Сергия . Вот как об этом событии писал Пахомий Логофет: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением… Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым ». С тех пор дата обретения мощей 18 июля (н. ст.) является одним из дней памяти святого.

Нет документальных свидетельств о том, когда началось почитание Сергия. Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей преподобного Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь .

Как указывает специалист в области агиологии, историк Е.Е. Голубинский, почитание Сергия Радонежского, очевидно, имеет раннее происхождение. Однако указывает, что официальная канонизация была возможна благодаря настойчивым действиям московского митрополита Ионы . Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главный собор лавры - Троицкий.

Самым популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известным памятником древнерусской литературы является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Спустя десятилетия оно было переработано Пахомием Логофетом и дополнено новыми фактами, включая историю с обретением мощей.

Тропарь и кондак преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4.

Иже к добродетелем подвижник, яко воистину воин Христа Бога, на страсти велми подвизася, к жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв своим учеником. Тем же и вселися в тя Пресвятый Дух, его же действием светло украшен. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо еже собра мудре, и не забуди яко же обещася, посещая чад своих, Сергие преподобне отче наш.

Кондак, глас 8.

Христовою любовию уязвився преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всяко наслаждение плотское возненавиде, и яко солнце Отечеству си возсиял еси. Тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти, радуися Сергие богомудре.

Библиотека Русской веры

Преподобный Сергий Радонежский. Иконы

Самое древнее изображение преподобного Сергия - шитый покров (1420-е годы). В настоящее время находится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Известна древнейшая житийная икона с 19 клеймами, авторство которой приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. Ранние изображения Сергия в полный рост происходят из Успенского собора (рубеж XV-XVI веков) и вероятно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (начало XVI века).

Также с преподобным связан образ «Обитель Преподобного Сергия Радонежского », список ХIХ века с несохранившейся древней иконы ХVII века, которая находилась некогда в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона знаменита тем, что на ней изображен подробный план Троице-Сергиевой лавры, в настоящее время она находится в Покровском кафедральном Соборе РПСЦ в Москве.


Образ Сергия Радонежского в живописи

Кроме икон преподобного Сергия Радонежского существуют и картины, на которых изображены события из жизни радонежского игумена. Среди советских художников можно выделить М.В. Нестерова . Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Также среди художников, обращавшихся к образу Сергий Радонежского, были В.М. Васнецов (образ преподобного Сергия для храма в Абрамцево), Э.Э. Лиссер («Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой»), Н.К. Рерих («Святой Сергий Радонежский») и другие.


Скульптурные изображения преподобного Сергия Радонежского

Скульптура - это одна из форм почитания святых на Руси. Существует немало скульптурных изображений Сергия Радонежского. Одно из них - горельеф, изображающий посещение Димитрием Донским Сергия Радонежского перед побоищем на Куликовом поле, исполненный скульптором А.В. Логановским. Этот горельеф украшал Храм Христа Спасителя в Москве, был демонтирован перед взрывом храма и сохранился до наших дней. На восстановленном храме установлена бронзовая копия этого горельефа.

Известно скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского в составе многофигурной композиции на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

В конце XX и в XXI веке преподобному Сергию были установлены памятники в местах, связанных с его жизнью: один (скульптор В. Чухаркин, архитектор В. Журавлев) находится в Сергиевом Посаде «у стен основанной им святой обители», другой (скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев) - в селе Радонеж.

Кроме этих памятников, скульптуры преподобному установлены в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону, Элисте, Самаре, многих других городах и селах России, а также в Белоруссии.

Храмы на Руси во имя преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский всегда особенно почитался русским народом. Среди церквей, посвященных ему, известны Сергиевский храм (1686–1692 гг.) в Троице-Сергиевой лавре; собор Сергия в Троице-Сергиевом Варницком монастыре; собор преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве (1690-1694 гг.); церковь Сергия Радонежского в Кирило-Белозерском монастыре (1560-1594гг.). Преподобному посвящены храмы в Нижнем Новгороде, Орле, Уфе, Туле и других городах.

В Тверской губернии были освящены в храмах более 70 престолов во имя преподобного Сергия, однако большинство из них были разрушены в годы советских гонений.

Старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского

До революции в Тверской губернии действовали два старообрядческих храма во имя преподобного Сергия Радонежского : храм в д. Дмитрово Погорельского района Калининской области (ныне Зубцовский район Тверской области) и храм в д. Матюково (Торжокский район Тверской области). Оба храма были уничтожены в богоборческие годы. В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня храмовой праздник в Смоленской области и в Кировской области. Во имя преподобного также освящен предел кафедрального на Рогожском. В Русской Древлеправославной Церкви во имя Сергия Радонежского освящены храмы в Курской области и Оренбургской области. Также в честь преподобного освящен единоверческий храм в Ленинградской области.

Во имя преподобного Сергия была освящена и нижняя церковь известного старообрядческого Успенского храма на Апухтинке (сейчас в здании храма находится общежитие).

Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы

После смерти преподобного Сергия игуменами Троицкой обители в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны преподобные Никон и Дионисий Радонежские, Сава Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В годы Смуты выходец из г. Ржева игумен Дионисий спасал обитель Сергия от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были вскрыты, а после переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Антицерковный террор в советский период затронул и Троице-Сергиеву лавру. В 1920 г. декретом Совнаркома, по личному распоряжению В.И. Ленина, Троице-Сергиева лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях лавры разместились педагогический институт, жилые помещения и другие учреждения.

После окончания Великой Отечественной войны началось возрождение Троице-Сергиевой лавры. На сегодняшний день Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. В лавре действует уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

Жизнь Сергия Радонежского стала своеобразным идеалом Святой Руси. Чудеса, знамения, суровая аскеза, благословение на подвиг Куликовской битвы, отказ от митрополичьей кафедры - все эти поступки надолго прославили одного из наиболее почитаемых русских святых. По мысли В.О. Ключевского, личность Сергия Радонежского со временем превратилась «в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом». О перипетиях судьбы святого Сергия пойдет речь в данной статье. Житие Сергия Радонежского представляет собой своеобразный культурный идеал Святой Руси, состоящий из различных аспектов. Здесь немаловажную роль играет и политика, и суровая аскеза, и аналогия с самим Спасителем, которую легко проследить в агиографической литературе, и, наконец, различные чудеса и знамения. Зарождение самобытной русской монашеской традиции связано, прежде всего, с именем Феодосия Печерского, а ее возрождение случилось благодаря стараниям Сергия Радонежского. Его жизнь совпала со сложнейшим периодом в истории средневековой Руси — апогеем татаро-монгольского ига.
Возрождение русской монашеской традиции связано с Сергием Радонежским.
Ослабление иноческого подвижничества в первый век ига связано с духовным спадом внутри русского общества, тяжело переживавшего экономическую и политическую зависимость. Так, за первые сто лет ига было основано не более трех десятков новых монастырей, зато в последующие 100 лет их число превысило 150. Развитие монашеской жизни — это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Таким образом, если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то теперь наметилась тенденция к своего рода духовной колонизации. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений татаро-монголов: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что европейские монастыри, не выполняя чисто оборонительную функцию, становились скорее местом сосредоточения письменной культуры того времени.

Данилов монастырь в Москве (источник azbyka.ru)
Специфика иноческого подвига Сергия Радонежского заключалась не только в его стремлении к уединению, но и в так называемом деятельном исихазме. Это религиозное движение (от греч. «исихия» — безмолвие), зародившееся на Афоне, основывается на практике безмолвной молитвы, постижение которой возможно непосредственно из опыта духовного учителя — старца. Именно Сергий Радонежский воплотил эту мистическую традицию русского монашества, предполагающую суровейшие обеты ухода от жизни: молчание, пребывание в постоянном труде, молитвенное созерцание, в котором отражалось взаимодействие Бога и мира.
Сергий Радонежский, как и Феодосий Печерский (с которым его часто сравнивают), происходили из богатых боярских родов, но, согласно раннехристианской житийной традиции, оба еще в юношестве отказались от наследства, предпочтя всю свою жизнь провести в аскетичном духовном поиске. Так, простой крестьянин, приехавший к Сергию Радонежскому в зените его славы, застал святого, трудящегося в нищенском облачении на огороде. Родной брат Стефан, который, овдовев, решил присоединиться к подвижническому подвигу Сергия, не выдержал тяжелых условий быта и ушел из пустыни в Богоявленский монастырь в Москве.
Радонежский был из богатого рода, но в юности отказался от наследства.
В семье кроме будущего святого, который тогда носил имя Варфоломея, было еще два брата — Петр и Стефан. Всех троих родители учили грамоте, однако, Варфоломею наука никак не давалась. Родители и учителя бранили его, а сам он часто горевал, смиренно прося Бога вразумить его. Однажды сокрушенный отрок, пася жеребят, встретил возле старого дуба старца в иноческой одежде, который стал ласково расспрашивать Варфоломея о его жизни. Юноша поведал о своей скорби, попросив загадочного монаха помолиться Богу о даровании ему ученического усердия. Старец тут же исполнил просьбу юноши и угостил его хлебом, который показался тому сладким как мед. Это было первое чудесное явление в жизни Варфоломея, после которого он разом постиг всю книжную премудрость.

М. В. Нестеров «Юность преподобного Сергия Радонежского» (источник artchive.ru)
Чувствуя потребность уединения и служения Богу, Варфоломей стремился к одинокой жизни в монастыре, в то время как оба его брата женились. Родители просили чадо повременить с уходом из мира и заботиться о них. Так, Варфоломей предпочел духовный подвиг подвигу сыновьему. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого и тот кормил его хлебом прямо из рук. Постепенно слава о подвиге инока разнеслась по округе и пустошь наполнилась учениками и последователями. Так, со временем и возник известнейший русский монастырь Троице-Сергиева лавра, игуменом которого после долгих и усердных уговоров вынужденно стал Сергий, отвергавший любую земную власть.
Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Следующим удивительным деянием Сергия явилось благословение московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву — первую крупную победу над татаро-монголами, ставшую переломным моментом русской истории и сыгравшую немаловажную роль в дальнейшем свержении ига. Прибыв на место сражения, русские дружины в страхе замерли перед многотысячными татарскими полчищами. Чудесным образом на поле появился гонец от святого Сергия с ободряющим напутствием. Этот эпизод мотивировал русское войско на победу. Считается, что, находясь у себя в келье, Сергий духовным зрением наблюдал за ходом сражения, молясь за каждого павшего и благословляя каждого живого воина.

П. Рыженко «Сергий Радонежский» (источник nowimir.ru) Здесь интересным образом пересекаются духовный и политический аспекты жизни Сергия Радонежского. После победы в Куликовской битве он получил возможность положительно влиять на великих князей. Даже отказавшись от высокого поста митрополита, он сохранил большое нравственное влияние на жизнь общества и государственных деятелей. Однажды он примирил поспоривших между собой нижегородских правителей, а в другой раз разубедил рязанского князя Олега в необходимости войны с Москвой. В целом, в этот период русская церковь по сути оставалась единственным фактором единства раздробленных русских земель, а фигура Сергия Радонежского, внезапно получившего политический вес, приобрела дополнительное объединительное значение.
Список литературы:
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2003
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1892
Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М., 2005.

Строго говоря, святых с таким именем два. Они даже умерли в один день — 12 сентября (25 сентября по новому стилю), только старший пережил младшего на 15 лет.

Когда в 1373 году преподобный Сергий Радонежский по просьбе Серпуховского князя Владимира Храброго благословил построить в Серпухове на высоком берегу Нары Зачатьевский монастырь, настоятелем туда он прислал своего ученика Афанасия (старшего). Известно о нем очень мало, да и то только из житий преподобных Сергия и Никона Радонежских. По монастырскому преданию, он был сыном священника из Великого Новгорода и носил в миру имя Андрей.

Младший Афанасий был родом из Ярославля и в Высоцкий Зачатьевский монастырь пришел вскоре после его основания. Там он принял монашеский постриг, там в 1395 году и скончался.

Когда старший Афанасий, сблизившись с митрополитом Киприаном, в 1382 году последовал за ним в изгнание и оказался в Константинополе, где, как сообщают летописи, в одном из монастырей полностью посвятил себя безмолвной молитве, настоятелем Высоцкой обители он оставил своего ученика Афанасий (младшего), не оставившего после себя богословских трудов и аскетических наставлений, но устроившего обитель по образу и подобию Троицкого монастыря преподобного Сергия.

Похоронили его, как он и завещал, против западных дверей соборного храма под лестницей. Потом лестницу разобрали и поставили там часовню. Потом мать Петра I царица Наталья поставила на месте часовни церковь, а в 1878 году, когда она совсем обветшала, ее разобрали и построили в честь 500-летия обители большой храм, который стоял бы и сейчас, если бы в 1967 году его не снесли как "не представляющий художественной ценности", а над могилой преподобного Афанасия снова не соорудили лестницу.

И только 24 сентября 1994 года было определено точное место его погребения и обретены мощи, которые теперь хранятся в Покровском храме обители.